Моторчик стеклоочистителя, замена моторчика стеклоочистителя, моторчик дворников, замена моторчика дворников

Одной из любопытных, износостойких и одновременно жизненно необходимых водителю деталей автомобиля является моторчик стеклоочистителя, он же – моторчик дворников ветрового стекла. Фактическое предназначение моторчика стеклоочистителя заключается в приведении дворников в движении с помощью специальной системы рычагов, именуемой трапецией стеклоочистителей. В конечном же счете, система очистки стекол включает в себя трапецию, моторчик, реле и предохранитель, что в соединении позволяет дворникам выполнять ритмичные движения, очищая стекло от грязи, воды и снега.

В один из дней Вы приходите к своему автомобилю, запускаете двигатель, привычно поворачиваете рычажок дворников и о ужас – слышите прениприятнейший хруст из под капота, да и дворники одновременно с этим перестают адекватно работать – появляются рывки, вибрации, скрип, либо наблюдается полное отсутствие признаков жизнедеятельности. В такой ситуации стоит крепко задуматься о том, насколько правильной была эксплуатация стеклоочистителя и как много времени прошло с момента выпуска автомобиля, поскольку как правило, поломки мотора стеклоочистителя это крайне редкое явление на подавляющем большинстве автомобилей. В первую очередь, столкнувшись с такой проблемой, стоит проверить предохранитель стеклоочистителя и реле, управляющее моторчиком. Если внешних физических повреждений и температурных деформаций не наблюдается, вероятнее всего, проблема случилась именно в моторчике.

Моторчик стеклоочистителя состоит из нескольких частей: блок контактов и червячная передача, якорь, магниты, корпус. Как правило, все поломки моторчиков сводятся либо к выходу из строя блока контактов, либо к поломке одного из магнитов. При этом, в первом случае характерным симптомом является «спонтанная» работа дворников, а во втором – ужасный хруст и в конечном итоге заклинивание моторчика. И если при проблемах с контактом привести систему в рабочее состояние можно с помощью банальной отвертки в течение десяти минут, то поломка одного из магнитов приводит к необходимости замены моторчика целиком. В большинстве случаев поломка магнитов сводится к тому, что в результате больших нагрузок на мотор, либо из-за агрессивной эксплуатации узла в условиях слишком низких слишком высоких температур, один из магнитов лопается, либо отрывается от корпуса. В случае, если магнит оказался оторван – спокойно прикрепите его на место хорошим клеем и используйте моторчик дальше. В случае, если обнаружили магнит в лопнувшем состоянии, не стоит пытаться починить агрегат своими руками, поскольку даже при принудительном склеивании однополярных кусков по линии трещины, моторчик работать больше не будет.

На иллюстрациях ниже в левой части расположен сам моторчик стеклоочистителя, а в правой - трапеция стеклоочистителя (она же - трапеция дворников), к которой крепится моторчик, и которая в свою очередь, крепится на кузов автомобиля и держит дворники.

 
Моторчик стеклоочистителя, замена моторчика стеклоочистителя, ремонт моторчика стеклоочистителя Трапеция стеклоочистителя, трапеция дворников, ремонт трапеции дворников
 

Замена моторчика стеклоочистителя не является сложно операцией, однако, имеет ряд важных особенностей, которые стоит соблюсти, поскольку в обратном случае, придется несколько раз полностью разбирать и собирать систему заново. Замена моторчика начинается с отвинчивания дворников от их креплений – на разных автомобилях используются гайки разного диаметра, но в большинстве случаев, стоит запастись накидным шестигранным ключем на 13. Вторым шагом снимаются крышки, защищающие систему стеклоочистителя от пыли, грязи и воды. Стоит быть готовым к тому, что крышки крепятся к корпусу крестообразными шурупами или болтами, закрытыми пластиковыми заглушками в эстетических целях. После снятия крышек, перед Вами во всей своей красе предстанет трапеция и моторчик. Не стоит полагать, что моторчик можно заменить без снятия трапеции – большая часть автомобилей не допускает такую операцию, поскольку крепление моторчика находится с обратной стороны трапеции, и если Ваши пальцы не составляют в радиусе нескольких миллиметров, не стоит тратить время на бессмысленные попытки. Для снятия трапеции в первую очередь отвинчиваются большие гайки, крепящие оси дворников, от которых некоторое время назад Вы отвинтили дворники. Для их снятия Вам потребуется накидной ключ на 24-25-26, в зависимости от марки автомобиля. Производите отвинчивание аккуратно, поскольку гайки являются пластиковыми, и при их поломке замену моторчика стеклоочистителя придется внезапно прервать поисками новой гайки. Отвинтив гайки, Вы можете попытаться снять трапецию, но это не получится, поскольку большая часть трапеций крепится третьим болтом (шурупом) к корпусу автомобиля около моторчика, что в первую очередь позволяет системе быть более устойчивой, а во вторых выполняет роль «Обратки» электрического контура моторчика в очень многих автомобилях. Наконец, отвинтив последнее из креплений, необходимо аккуратно отсоединить электрический контакт моторчика от клеммы с контактами, и вытащить трапецию в сборе из Вашего автомобиля. Следующий этап заключается в откручивании моторчика от трапеции и последующее извлечение моторчика из пластикового корпуса, в котором он зафиксирован с достаточным уровнем прочности.

Операция сборки системы производится в обратном порядке. Однако, стоит отметить важную вещь – после установке моторчика на трапецию, в месте соединения оси моторчика и системы рычагов следует выбрать правильное положение ведущего рычага, поскольку в обратном случае можно получить эффект, при котором дворники будут чистить не лобовое стекло, а двигаться в направлении капота. В связи с чем, перед установкой системы, а лучше – перед началом разборки системы, узнайте правильное положение рычага в собранной системе.

Во многих случаях, подключив мотор проверки ради к электрической цепи, Вы видите, что он не работает. Не печальтесь – скорее всего, Вы не подключили «Обратку» - просто поставьте моторчик на свое место, зафиксировав трапецию болтом «Обратки», и моторчик быстро придет в рабочее состояние.

Цена моторчика стеклоочистителя, в зависимости от модели Вашего автомобиля и его года выпуска, может составлять от 2 до 4 тысяч рублей в оригинальном исполнении, и от 600 до 3000 рублей в виде качественной замены. В большей степени цена моторчика стеклоочистителя зависит от фирмы-изготовителя, и здесь самым рациональным способом выбора будут отзывы покупателей на различных форумах, поскольку моторчик стеклоочистителей предлагается, как минимум, в 15 вариантах к каждой модели автомобиля. Согласно нашим рекомендациям, цена на оригинальные моторчики стеклоочистителей неоправданно завышена, и выбор стоит делать в пользу качественных неоригинальных замен, в большинстве случаев ничем не уступающим оригиналу.

Если говорить про ремонт моторчика стеклоочистителя, то по определению, он не является сложным или трудоемким процессом – ремонт сводится к вскрытию корпуса и проверки работоспособности блока контактов, червячной передачи и сохранности магнитов. В первом случае, поломка может заключаться в том, что контакты «отошли» от дорожек, с которыми они соприкасаются. При такой ситуации ремонт моторчика стеклоочистителя сводится к тому, чтобы выгнуть контакты обратно, по направлению к соответствующим дорожкам. Во втором случае, может возникнуть заклинивание червячной передачи, при котором кусочек механизма застопорит всю систему. При подобном симптоме ремонт сведется к тому, чтобы вытащить лишний кусок и хорошенько смазать шестерню привода. В третьей ситуации, проблема с магнитами может быть либо в том, что один из магнитов оторвался от внутренней стенки моторчика, либо в том, что магнит оторвался и треснул.

 

На иллюстрациях ниже можно наблюдать поржавевший якорь мотора, нуждающийся в замене, и корпус якоря с магнитами, которые в некоторых случаях могут лопаться (расположены на внутренней части корпуса):

Магниты моторчика стеклоочистителя, моторчик стеклоочистителя, магниты мотора дворников Магниты моторчика стеклоочистителя, моторчик стеклоочистителя, магниты мотора дворников
 

При обычном отсоединении магнита достаточно найти качественный клей, и приклеить магнит ровно на то место, с которого он был снят. В случае же, если Вы обнаружили не два магнита, а три и более его кусочка, следует смириться с ситуацией, выбросить моторчик и купить новый. К сожалению, законы физики таковы, что разделяясь на два или более полумагнитов, каждый из них получает одинаковую полярность, и склеить их воедино становится невозможным. Конечно, можно использовать промышленный клей от компании Henkel для магнитных поверхностей, но его стоимость будет в несколько раз выше моторчика в сборе с трапецией, не говоря уже о том, что в поисках последнего придется обколесить добрую половину города.

В конечном итоге, если возиться с трапецией нет желания, либо недостает некоторых инструментов – достаточно обратиться практически в любой из существующих автосервисов, и их коллектив с радостью поможет в решении данной проблемы!