Радиатор охлаждеия двигателя, устройство и работа

Конструкция любого автомобиля подразумевает наличие некоторого количества вспомогательных узлов, некоторые из которых выполняют задачи основного характера, а некоторые – помогают поддерживать работоспособность системы, выполняя сервисные роли. И если вытащить из автомобиля двигатель, то автомобиль больше не будет ездить, то изъяв из него которые другие элементы, он, хотя и проедет только небольшое расстояние, но все же будет иметь принципиальную возможность к перемещению.

Одним из важных узлов сервисного характера, присутствующих абсолютно во всех автомобилях, и иногда даже не в единственном экземпляре, является радиатор двигателя. Он выполняет сервисные функции охлаждения двигателя. Конструктивно – располагается в передней части автомобиля, перед двигателем (сразу за передним бампером, после декоративной решетки). Внешне он выглядит как металлическая конструкция с большим количеством ячеек, разделенных тонкими полосками аллюминия. Радиатор подключается к системе набором патрубков, ведущих к насосу охлаждающей жидкости, расширительному бачку и соответственно, двигателю внутреннего сгорания. Внутри системы на постоянной основе (при включенном двигателе) циркулирует охлаждающая жидкость – тосол или антифриз.

Рассмотрим предназначение радиатора двигателя, а так же его конструктивные особенности. С логической точки зрения, радиатор охлаждения двигателя представляет из себя пористую структуру, пропускающую через себя воздух с целью максимального теплообмена. Его задача заключается в том, чтобы отводить тепло, производимое двигателем, охлаждая его. Учитывая, что при передвижении автомобиля происходит постоянная циркуляция воздушного потока через двигатель и непосредственно радиатор, последний осуществляет эффективную отводку тепла из двигателя в воздушные массы. В результате, рабочая температура двигателя держится на относительно одинаковом уровне, не превышая критических значений и не приводя к поломкам системы.

Радиаторы двигателей производят из алюминия, поскольку он наиболее экономичен в использовании и имеет хорошие показатели теплообмена. Несущая структура радиатора представляет из себя набор алюминиевых трубок, параллельных друг другу. Между трубками проходят наборы тонких пластинок, соединяющих поверхность трубок. Таким образом, охлаждающая жидкость, проходя через радиатор и все его трубки, нагревает поверхность радиатора и наборы его пластинок, которые отдают полученное тепло в воздух. В результате, чем большим количеством пластинок обладает радиатор, чем большая у него толщина и размеры, тем быстрее и эффективнее он отдает тепло во внешнюю среду, охлаждая работающий двигатель.

Радиатор является деталью, хотя и сервисного вида, но обязательного применения. Без отводки тепла от двигателя внутреннего сгорания, это приводило бы к перегреву и последующим поломкам. Фактически же, без рабочего радиатора двигатель может проработать несколько часов, после чего произойдет расплавление некоторых элементов и фактическое заклинивание двигателя. Вне зависимости от класса и модели автомобиля, все двигатели одинаково производят большее количество тепла, которое необходимо отводить и рассеивать. При этом, чем двигатель мощнее и оборотистей, тем большее количество тепла он производит, и тем быстрее он это делает. Соответственно, в автомобилях с мощными двигателями иногда устанавливают не один, а сразу несколько радиаторов двигателя – 2, 3 или даже 4.

радиатор двигателя, купить радиатор двигателя, радиатор охлаждения двигателя цена, замена радиатора двигателя  

Непосредственно блок двигателя, помимо отсеков и отделений, предназначенных для выполнения прямо возложенных на него функций, содержит большое количество каналов, проходящий вокруг него – мимо цилиндров и во многих других местах. Данные каналы имеют прямое соединение с радиатором и насосом охлаждающей жидкости при помощи системы патрубков. Так же, двигатель через систему патрубков соединяется не только с радиатором двигателя, но и с радиатором отопителя. В результате, образуется централизованная распределенная система охлаждения, по которой циркулирует охлаждающая жидкость – тосол или антифриз. В результате, тепло, производимое двигателем в качестве побочного продукта, частично расходуется на обогрев салона (при необходимости), и частично рассевается в окружающее пространство. Фактически же, наибольшим потенциалом к генерированию тепла обладает верхняя часть блока цилиндров, где происходит возгорание топлива и максимальный нагрев рабочей поверхности двигателя.

Радиатор, как и было сказано выше, располагается в передней части автомобиля, таким образом, чтобы при движении пропускать через себя максимальное количество воздушных масс. К корпусу он присоединяется с помощью набор кронштейнов. В результате, радиатор как бы «виснет» на передней раме автомобиля, соприкасаясь с ней таким образом, чтобы не передавать тепло на корпус и раму автомобиля.

В большинстве случаев, помимо пассивного охлаждения в виде открытой решетки радиатора, пропускающей и направляющей воздушные потоки на сам радиатор, используется мощный электрический или механический вентилятор. На это есть одна веская причина – зачастую, пассивного охлаждения оказывается недостаточно для поддержания температуры на должном уровне. Такая ситуация может возникнуть, например, в многокилометровой пробке или в очень жаркую погоду, когда воздух поступает в двигательный отсек медленно, не успевая охлаждать радиатор. При этом, вентилятор может быть либо электрическим и включаемым компьютером при достижении определенных темпетарур и срабатывании определенных температурных датчиков, либо механическим, и приводимым в движение ремонтным приводом и так называемой «вискомуфтой». Этот узел со странным названием представляет из себя что-то вроде термостата, соединяющего или разсоединяющего привод вентилятора и приводной ремнем ролик, в зависимости от температуры окружающей среды, либо текущих оборотов двигателя. В результате, нагреваясь, вискомуфта автоматически соединяет вентилятор и движимую ось, начиная охлаждать радиатор активным образом.

Электрические системы активного охлаждения обладают значительным качественным преимуществом перед механическими системами, поскольку последние часто запаздывают, что вызывает проблемы и необходимость охлаждать автомобиль альтернативными способами, особенно – в жару. В частности, такой болезнью могут похвастаться практически все коммерческие автомобили Российского производства, которая лечится банальной сменой механической муфты на электрический активный вентилятор.

Существует множество различных видов радиаторов, отличных по размеру, структуре поверхности, способу подключения и другим параметрам. В зависимости от модели автомобиля и класса, варьируются и размеры радиатора, и его качественные характеристики. Основной же проблемой в области правильного подбора радиаторов двигателя является проблема отличительных особенностей их крепежей и размеров. Во многих случаях, радиаторы от одного и того же автомобиля разных годов (с разницей в 1-2 года) уже не подходят друг к другу. Более того, радиаторы, выпущенные на одну и ту же модель автомобиля с разницей всего в несколько лет, могут иметь совершенно разные конструкции. В результате, подбирая радиатор к своему автомобилю, следует обязательно обратиться к знающим специалистам, поскольку вероятность ошибки в этом вопросе достаточно велика.

Поскольку радиатор является важным узлом, требующим внимания и должного к себе отношения, следует знать основные проблемы и симптомы их возникновения для данной запчасти. В первую очередь, следует заметить, что радиатор, учитывая постоянную циркуляцию в нем химической едкой жидкости, склонен к внутренней коррозии и разъеданию отверстий на корпусе. При активной эксплуатации автомобиля в течение нескольких лет, равно как и при отсутствии внимания к уровню жидкости, либо к её качеству, в радиаторе образуется дыра, через которую утекает много содержимого системы, либо начинает идти постоянный едкий пар. Стоит ли говорить о том, что ездить с пробитым радиатором не только опасно для здоровья автомобиля, но и для здоровья пассажиров – пары тосола, например, весьма токсичны, и могут вызвать отравление пассажиров, находящихся в салоне автомобиля. Поскольку забор воздуха для обдува салона в большинстве автомобилей производится из моторного отсека, при возникновении течи в радиаторе, особенно при высокой температуре охлаждающей жидкости, в салон проникает значительное количество отравляющих паров, имеющих характерный едкий и неприятный запах.

Помимо образования отверстий в корпусе, радиаторы в значительной мере склонны к образованию пробок и препятствий на пути охлаждающей жидкости. И хотя современная химическая промышленность с каждым годом совершенствуется, придумывая все более новые и все более качественные составы, система охлаждения двигателя фактически представляет из себя чайник с жидкостью, меняемой раз в год. Логично, что внутри системы скапливается огромное количество накипи, особенно, если используется некачественный охладитель. Возникая внутри системы, затор быстро уменьшает объем потока охлаждающей жидкости, что вызывает дополнительные пробки и быстро снижает эффективность работы системы. В результате, несколько пробок, возникших в неожиданных местах, буквально парализуют систему, после чего двигатель начинает в значительной степени перегреваться.

Если в системе охлаждения возникли проблемы, ничего хорошего ждать не стоит. Не отдавая тепло в требуемом объеме, блок двигателя начинает быстро выходить из строя – «летит» практически все, начиная от содержимого головки блока, и заканчивая поршнями и коленчатым валом. Исходя из этого, вовремя не замененный радиатор стоимостью в несколько тысяч рублей может вызвать дорогостоящий ремонт через несколько месяцев игнорирования возникшей неисправности.

Существуют способы быстрого, но неэффективного ремонта радиаторов – специальные растворы, примешиваемые к охлаждающей жидкости, и временно закрывающие течь. Если в дороге Вы столкнулись с пробоем внутри радиатора, а доехать все-таки надо, логичным решением будет купить подобное средство в первом специализированном магазине или сервисе, после чего доехать до желаемого места и заменить радиатор целиком.

На сегодняшний день, существует множество предложений радиаторов от различных компаний. Если оригинальные радиаторы по своей стоимости могут достигать от 7 до 20 тысяч рублей за единицу, то на рынке неоригинальных запчастей можно подобрать вполне приличный экземпляр за значительно меньшую сумму, без ущерба качеству. Из достойных производителей можно отметить такие компании, как BEHR-HELLA, VALEO, AVA, NISSENS.

Так же, рынок предлагает большое количество радиаторов от более экономичных производителей, преимущественно Китайского, либо Тайваньского происхождения. Рассматривая вопрос о приобретении радиатора такого происхождения, стоит крайне внимательно отнестись к тому, подойдет ли запчасть к автомобилю, или нет. Нередки случаи, когда совсем недорогой китайский или тайваньский радиатор не подходит к автомобилю, поскольку в нем существуют незначительные, но фатальные различия, такие, как например трубка подачи охлаждающей жидкости, повернутая не в ту сторону, либо смещенные на несколько сантиметров кронштейны. Тем более, будет обидно, когда новенький китайский радиатор даст течь через 2-3 месяца после замены.

Выбирая радиатор, старайтесь принимать оптимальное решение, при котором выбор падет на неоригинальную модель со стоимостью в 40-60% от заводской запчасти – как правило, такой ценовой уровень будет говорить о качестве и надежности приобретаемого узла.