Подрулевой переключатель, особенности и замена

Подрулевым переключателем в классическом понимании называют рычаг, происходящий от рулевой колонки влево или вправо от руля, и выполняющий либо функции по управлению поворотниками автомобиля, либо функции по включению света, регулировки работы дворников и тому подобное. В автомобилях бизнес-класса, подрулевой переключатель может использоваться в качестве рычага управления коробкой передач. В конечном итоге, главная задача подрулевого переключателя – предоставление возможности быстрого управления определенными узлами автомобиля, которые должны всегда находиться под рукой в буквальном смысле этого слова.

Исходя из большой степени доступности, частоты использования и конструктивных особенностей, подрулевые переключатели рано или поздно выходят из строя, либо вовсе переставая выполнять возложенные на себя функции, либо выполняя их «через раз». При особенно агрессивной эксплуатации автомобиля, иногда переключатель становится и вовсе отломлен или вырван вместе с реле. И если при поломке переключателя режимов стеклоомывателя о проблеме можно временно забыть, то при поломке рычага, выполняющего переключение скоростей, ремонт придется сделать в ускоренном режиме.

Особенность подрулевых переключателей с точки зрения запчастей сводится к тому, что сам пластиковый рычаг, в большинстве случаев, идет в сборе с реле, к которому он крепится. Вторым неприятным сюрпризом будет информация о том, что большинство подрулевых переключателей, начиная от узлов к запчастям автомобилей эконом-класса, и заканчивая представителями «элитного» семейства, производятся заводами-производителями этих автомобилей и существуют только в оригинальном исполнении. Это и неудивительно, ведь за весь срок службы автомобиля, переключатель может либо не сломаться вовсе, либо выйти из строя только 1 раз. Таким образом, этот узел является крайне нераспространенным в магазинах, и в большинстве случаев, привозится клиенту исключительно под заказ.

Если рассматривать большинство автомобилей среднего класса, можно заметить, что подрулевые переключатели разделяются по выполняемым функциям, и каждый из рычагов имеет собственно, управляемое им реле. Таким образом, рычаги не являются соединенными между собой, и при выходе из строя одного из них, приходится менять только его. Однако, существуют модели, в которых подрулевые переключатели идут сопряженным образом – то есть, имеют единое реле, соединяющее в себе блок левого и правого переключателя. Обладателям таких автомобилей следует обращаться с этим узлом аккуратно, поскольку его поломка, например, для автомобилей семейства VAG, даже 10 летней давности, обойдется в 8-15 тысяч в качестве платы за новую запчасть со сроком ожидания не менее 2-х недель.

  

При возникновении неполадок подрулевого переключателя, возникает логичная мысль его самостоятельного ремонта, или ремонта средствами знакомого мастера-электрика. Конечно, этот способ в некоторых случаях может возыметь действие, однако, в большинстве подобных поломок, мастера диагностируют невозможность выявления проблемы или её устранения. В первую очередь, это обуславливается конструктивной сложностью узла. Во-вторых, сам по себе, узел не подразумевает конструктивной возможности разбора – многие крепления придется попросту сломать для получения доступа во внутрь. В-третьих, и в особенности для свежих автомобилей, актуальной информацией является наличие в схемах подрулевого переключателя микросхем, микроконтроллеров и других элементов, либо не имеющих маркировки, либо отсутствующих в продаже вовсе, либо установленных слишком сложно – так, что их демонтаж вызывает дополнительные поломки в системе. Дополнительно заметим, что неправильный ремонт электрических схем может привести не только к невозможности работоспособности переключателя, но и к возможным замыканиям в смежных электрических узлах автомобиля или его проводке. Что и говорить о том, что при поломках механических элементов не всегда есть возможность исправления ситуации клеем. Таким образом, при возникновении поломки подрулевого переключателя, мы рекомендуем изучить профильные тематические форумы и чаты по Вашей модели автомобиля, после чего принять решение о том, что является более целесообразным – ремонт или замена на новую запчасть.

В некоторых случаях, проблемы в работе подрулевого переключателя могут быть вызваны не только проблемами реле, но и неплотном присоединении электрических разъемов, поломок электрики или выгорании плавкого предохранителя в соответствующем блоке. Таким образом, рекомендуется обратиться к профильному мастеру для выявления точной причины неполадки и способа её наиболее безболезненного устранения, без замены самого подрулевого переключателя.

Подрулевой переключатель, как и было сказано выше, в большинстве случаев комплектуется реле с клеммами для подключения к проводке автомобиля, набором крепежных вспомогательных элементов, а так же самими рычагами. Переключатель упаковывается в водонепроницаемую пленку, снабжается инструкцией и располагается внутри фирменной упаковки с эмблемой концерна-производителя, «запираемой» наклейкой, зачастую – фирменной. Получив новый подрулевой переключатель, внимательно осмотрите его – все крепления должны не иметь следов установки, клеммы должны быть чистыми и не иметь царапин от присоединения. Фирменная упаковка, хотя и может быть вскрыта, должна содержать логотип или наклейки от завода-производителя (голографические наклейки для оригинальных запчастей).

В случае, если Вы приняли решение произвести самостоятельный ремонт подрулевого переключателя, Вам необходимо тщательно ознакомиться с инструкцией по его правильному демонтажу и последующему монтажу. Для некоторых моделей автомобилей потребуется отсоединить клеммы от аккумулятора, что предотвратит возможное замыкание в новой запасной части. После этого, в большинстве моделей автомобилей, Вам потребуется снять защитный пластиковый кожух, установленный над или под рулем. Сделав это, в первую очередь, отсоедините клеммы от реле подрулевого переключателя, после чего последовательно открутите удерживающие его болты (или шурупы) и снимите блок переключателя. Обратите внимание на то, что некоторые из клемм (а правильнее сказать – большинство их них) оснащены защитными защелками, предотвращающими самопроизвольное соскакивание клеммы при активной езде. Таким образом, если при снятии одной из клемм, окажется, что она не хочет отсоединяться, используйте плоскую отвертку для отжатия защелки, удерживающую клемму в её текущем положении. Ни в коем случае не пытайтесь снять клемму силой, так как такой способ может повлечь за собой повреждения разъема клеммы или жгута проводов, что вызовет необходимость дополнительного ремонта и ненужных трат. Если один из проводов не хочет отсоединяться, лучше изучите инструкцию повторно, обратив внимание на особенности демонтажа электрических подключений.

При покупке нового подрулевого переключателя, не удивляйтесь тому, что сами рукоятки, переключающие его режимы, будут двигаться с затруднениями. Им, как и любому новому элементу, нужно некоторое время, чтобы разработать соединения, и получить требуемую степень свободы. Не рекомендуется прибегать к смазыванию мест соединений машинным или часовым маслом, поскольку это может вызвать замыкания в реле самого переключателя, и новую запчасть придется менять повторно.

В качестве советов по эксплуатации подрулевых переключателей как класса, следует отметить необходимость их аккуратного использования. Иногда, приложив совсем незначительное на первый взгляд усилие, можно вызвать внезапную поломку – используйте их обычным образом, плавно меняя режим на необходимый, и стараясь не вызывать сильных нагрузок, особенно под углом.

Как было сказано выше, подрулевой переключатель не является распространенной запчастью, и его вряд ли получится найти даже в специализированном магазине соответствующего концерна. Особенной проблемой может встать покупка подрулевого переключателя для японских автомобилей – таких, как Toyota, Subaru, Suzuki и подобных. Их покупка обойдется в значительную сумму, а срок ожидания будет напрямую зависеть от времени импорта этой запчасти с прямого склада производителя и составит от 25 до 50 дней. Таким образом, являясь обладателем «Японца» относитесь к подрулевым переключателям с особенной любовью и вниманием, поскольку даже на московских складах во многих случаях отсутствуют требуемые замены.

Столкнувшись с необходимостью замены старого подрулевого переключателя на новый экземпляр, мы рекомендуем запомнить важную деталь, несоблюдение которой может привести к дополнительным неприятным и невосполнимым расходам. Поскольку подрулевой переключатель в большинстве случаев является запчастью оригинального производства, а так же, по причине того, что этот узел является электрическим, аспектам возврата нового неработающего переключателя стоит уделить пристальное внимание. Например, будет весьма обидно, когда купив новый подрулевой переключатель, и установив его в знакомом сервисе, Вы столкнетесь с тем, что запчасть не является рабочей, или перестала быть рабочей вследствие неправильной замены. В этом случае, без документов, подтверждающих право сервиса на проведение соответствующего вида работ для концерна, представителем которого является Ваш автомобиль, возврат такого товара будет попросту невозможен.

Иными словами, купив новый подрулевой переключатель, мы рекомендуем в обязательном порядке узнавать, имеет ли автосервис документы, которые подтверждают право мастеров на проведение соответствующего вида работ, и аккредитацию мастера, проводящего эти работы. Говоря объективно, стоит заметить, что во многих городах присутствуют только 3 или 4 автосервиса, которые удовлетворяют этим требованиям. И если обычные запчасти вроде амортизаторов или стоек стабилизатора многие привыкли менять у знакомого мастера, то такую запчасть, как подрулевой переключатель, лучше заменить у профессионалов, имеющих аккредитацию и соответствующие, профильные знания по определенному автомобильному концерну.

Если неприятность все таки произошла, и новая запчасть не заработала как требуется, Вы должны потребовать у представителей автосервиса акт дефектовки новой запчасти и копии документов (инн, огрн, свидетельство об праве выполнения работ), заверенные печатью организации и подписью руководителя или ответственного лица. С этим набором бумаг, Вы можете смело возвращать неработающую деталь продавцу, который, в свою очередь, отправит эти документы вместе с запчастью на завод или оптовый склад производителя. После этого, в течение определенного времени, будет произведена экспертиза, и в случае, если она установит, что запчасть действительно имела скрытый или явный дефект, Вам будет произведен либо возврат денежных средств, либо предоставлена новая запасная часть. Помните, что гарантийный срок на оригинальные запчасти, в случае их установки на аккредитованном сервисе силами обученных специалистов, составляет 6 календарных месяцев с момента подписания акта приемки выполненных работ.