Замена задних тормозных барабанов

Иногда у многих автолюбителей, и в особенности у специалистов по самостоятельному ремонту своих любимых автомобилей, возникает необходимость замены задних тормозных барабанов. Подобная необходимость может возникать либо по причине их сильного износа, либо по причине явных деформаций, вызванных попаданием в сильные ямы или большими авариями.

Задние тормозные барабаны предназначаются для торможения автомобиля – их внутренняя сторона выполняет функции, аналогичные передним тормозным дискам. И поскольку задние колодки не полностью покрывают ширину внутренней части тормозного барабана, обращенной к колодкам, при агрессивной эксплуатации автомобиля и правильной работе задней тормозной системы, через пару лет езды, ровно как и при 100-150 тысячах километров пробега, возникает пора замены задних тормозных барабанов. В большинстве случаев, технический износ заднего барабана возникает при использовании твердых колодок, не сопоставимых по своему сопротивлению с тормозным барабаном. Меняя колодки, мы рекомендуем либо делать выбор в пользу «мягких» производителей, либо менять тормозные колодки в паре с барабанами. Сам же износ барабана сводится к образованию сильно выступающей бороздки, обращенной по направлению к тормозным колодкам. И вот, в очередной раз, выполняя плановую замену задних колодок, Вы ужасаетесь от внешнего вида внутренней стороны тормозного барабана, и понимаете, что пришло время его замены. С другой стороны, если замена заднего тормозного барабана продиктована исключительно возникновением бороздки на барабане, стоит попробовать исправить ситуацию, спилив бороздку напильником и очистив внутреннюю часть барабана металлической щеткой. В большей части случаев, подобный ремонт заканчивается успехом, и позволяет сэкономить на замене указанного узла.

 
Задний тормозной барабан, замена заднего тормозного барабана, ремонт заднего тормозного барабана Задний тормозной барабан, замена заднего тормозного барабана, ремонт заднего тормозного барабана Задний тормозной барабан, замена заднего тормозного барабана, ремонт заднего тормозного барабана
 

Замена задних тормозных барабанов требует определенной подготовки со стороны специалиста, выполняющего эту операцию. В первую очередь, необходимо удостовериться в наличии домкрата и подпорок, которые позволят зафиксировать автомобиль, и не дать ему укатиться вперед. Подпорки тем более необходимы по причине того, что замена задних тормозных барабанов подразумевает свободное, незафиксированное положение ручного тормоза, что в свою очередь, придает автомобилю потенциальную возможность самопроизвольно уехать в некотором направлении, сорвавшись с домкрата. Идеальными подпорками могут выступить несколько обычных кирпичей, заготовленных заранее. Вторым важным устройством является баллонный ключ, подходящий для откручивания болтов, фиксирующих колесо автомобиля и позволяющих снять его. Совсем не лишним будет молоток, прочная отвертка и щетка с железным ворсом, либо металлическая губка. Обязательными элементами при замене тормозных барабанов являются чистая емкость, несколько тряпок или салфеток, аэрозоль WD-40, а так же высокотемпературная смазка, либо смазка «Литол». Так же, советуем иметь не только в данной ситуации, но и вообще в запасе пару ступичных колпачков, которые могут понадобиться в процессе сборки системы.

Процесс замены тормозных барабанов начинается с установки автомобиля на скорость и приведении рычага ручного тормоза в свободное состояние. Постарайтесь понять, в каком направлении может укатиться Ваш автомобиль, и установить коробку передач на противоположную скорость. Например, если автомобиль может укатиться вперед, установите заднюю скорость, и наоборот. Это позволит получить фиксацию положения автомобиля, хотя и с некоторой погрешностью относительно необходимого точного положения кузова. Установив автомобиль на скорость и ослабив ручник, баллонным ключом ослабьте крепление колеса автомобиля к тормозному барабану, который Вы собираетесь заменить. Если один из болтов не будет ослабевать, используйте аэрозоль WD-40, распылив его на зазор между болтом и отверстием, в котором он находится. При необходимости, используйте рычаг – полую трубу либо еще один баллонный ключ. Сорвав болты, крепящие колесо, поднимите домкратом ту сторону автомобиля, колесо на которой Вы собираетесь заменить. Продолжайте подъем до тех пор, пока колесо не оторвется от земли и не оставит пространство между землей и собой порядка 2 сантиметров. Далее, установите заранее заготовленные страховочные элементы между корпусом автомобиля и площадкой, на которой автомобиль в данный момент находится.

Убедившись в том, что Ваш любимец не уедет в случайную сторону, полностью открутите болты, крепящие колесо, от самого колеса. Снимите колесо и так же разместите его между корпусом автомобиля и полом помещения, на котором выполняется ремонт. Это обеспечит дополнительную защиту автомобиля и его узлов от срыва с домкрата. После выполнения указанных операций, перед Вами встанет необходимость фактического снятия заднего тормозного барабана с оси, на которой он закреплен. Первым делом, для выполнения указанного процесса, необходимо снять ступичный колпачек, закрывающий подшипник и его фиксационные механизмы. Для снятия ступичного колпачка необходимо использовать отвертку и молоток, равномерно «состукивая» колпачек по направлению от тормозного барабана. Можете выполнять снятие ступичного колпачка смело, поскольку в нем присутствует значительное свободное пространство, отделяющее поверхность колпачка от внутренних механизмов.

Сняв ступичный колпачок, отложите его в сторону и подготовьте чистую поверхность для расположения ступичного подшипника, который Вы снимите следующим образом. Первым делом, освободите подшипник и фиксирующий его болт от смазки, аккуратно перенеся его на угол или часть чистой поверхности. Обнаружив шпонку или гвоздь, проходящую между гайкой ступичного подшипника и осью, на которой располагается задний тормозной барабан, аккуратно разогните загнутый конец, и извлеките шпонку из ступичной гайки. В результате, ступичная гайка окажется свободной и её можно будет снять с оси, освободив ступичный подшипник. Аккуратно свинтите ступичную гайку, не дав её упасть в грязь, и запомните точное количество полных и неполных оборотов, которая она совершит прежде, чем будет снята с оси.

После того, как внешнее крепление заднего тормозного барабана будет ослаблено, Вы получите техническую возможность снять и тормозной барабан, и ступичный подшипник, расположенный внутри него. Снятие тормозного барабана выполняется просто – вы беретесь за его края и тянете в своем направлении, снимая с тормозных колодок и оси, на которой он расположен. Однако, учитывая, что наиболее распространенной проблемой задних тормозных барабанов является образование бороздки в дальней стороне барабана, снятие является непростым и долгим процессом. В большинстве случаев, первые попытки снять агрегат не приводят к успеху, и требуется дополнительное усилие для его снятия, направленное в сторону снимающего. Используйте подготовленную заранее отвертку с прочным стержнем и молоток, чтобы организовать рычаг или сбить барабан с колодок.

Не бойтесь причинить системе урон, поскольку если тормозной барабан плохо снимается с места своего крепления, это уже говорит о его явных деформациях или поломках, свойственных задним тормозам. Обратите свое внимание на то, что в процессе снятия барабана в один из моментов происходит выпадение ступичного подшипника, фиксирующего его. Поэтому, делая усилие в направлении снятия барабана или очередной удар по его краю, следите за подшипником, который ни в коем случае нельзя ронять на пыльную или грязную поверхность. В обратном случае, он может либо получить дефект, либо загрязниться, что в результате приведет к быстрому износу узла и необходимости повторного разбора барабана и специфического ремонта.

В конечном итоге, сняв барабан, Вы увидите возникшую проблему и примите решение о необходимости его замены или текущего ремонта. Как было сказано выше, при наличии бороздки, проделанной задней тормозной колодкой, ремонт можно свести к качественному использованию металлической щетки и напильника. В большей части случаев, наличие бороздки, ржавчины и абразивных элементов на внутренней стороне тормозного барабана не является достаточной и единственной причиной к его замене, поскольку такого рода дефекты легко устраняются подручными средствами. Так же, получив доступ к системе, обязательно обработайте движущиеся части системы и места их крепления в нише аэрозолем WD-40. Проверьте стягивающие пружины на предмет наличия коррозии, и систему распорок на предмет износа. Постарайтесь нажать на поршни тормозного цилиндра, проверив их работоспособность. После этого, произведите диагностику задних тормозных колодок на предмет их износа.

Для обратной установки тормозного барабана предварительно очистите ступичный подшипник, промыв его в растворителе или бензине, нанесите на него щедрый слой смазки, и зафиксируйте новый тормозной барабан в обратном порядке. Не забудьте про то, что накручивая на ось ступичную гайку, используйте ровно то количество оборотов, на которое была снята оригинальная гайка, установленная на оси изначально. В обратном случае, можно либо перекрутить гайку, либо недокрутить её. В первой ситуации, колесо будет вращаться слишком тяжело, а во второй появится люфт дрожь при движении. Сделав необходимое количество оборотов, вставьте шпонку или металлический стержень, фиксирующий ступичную гайку, на исходное место.

Нанесите дополнительный слой смазки и на закрученную ступичную гайку, и на внешнюю сторону ступичного колпачка, после чего установите колпачок в исходное положение. Выполнив все указанные процессы, поставьте колесо на новый тормозной барабан, и зафиксируйте его, не забыв проверить наличие люфта. Если после сборки системы Вы обнаружите некоторый люфт или затруднения в работе устройства, значит ступичная гайка была закручена на неправильное количество оборотов, и необходимо выполнить частичную разборку и перерегулировку ступичной гайки до преемлимого состояния колеса.

Снимите автомобиль с домкрата и наслаждайтесь правильно проделанному процессу замены задних тормозных барабанов!