ШРУС: автомобиль без «гранаты» никуда не едет

Шарнир равных угловых скоростей, для краткости ШРУС, выполняет ответственную функцию передачи постоянно изменяющегося вращательного движения от одной полуоси другой. Его еще именуют «гранатой» - внешне напоминает взрывное устройство времен первой мировой войны.
 
Запатентован элемент в 1927 году инженером Альфредом Рцеппом и предназначается для переднеприводных автомобилей с независимой подвеской. Шарнир можно встретить на автомобилях и с задним, и с полным приводом, если конструкция предусматривает независимую подвеску задних колес и жесткое крепление заднего редуктора.
 
Конструктивно ШРУС решен очень просто – всего четыре основных детали:
- корпус;
- внутренняя обойма;
- сепаратор;
- шесть шариков.
 
Пятым обязательным элементом, исполняющим роль защиты узла от попадания грязи, пыли, песка, воды и прочих нежелательных элементов, является пыльник шруса.
 
  
 
По мере развития автомобильной техники выяснилось, что одного шруса на колесо маловато будет. Для заднего колеса целесообразнее использовать пару шрусов - шрус внутренний и наружный шрус. Внутренний шрус передает валу вращение от трансмиссии, по размерам превосходит наружный, да к тому же и цена его выше. Наружный ШРУС передает вращение ступице колеса, крепится посадочными шлицами.
 
Простота конструкции этого узла позволила добиться практически безграничного ресурса – он, как правило, служит тогда, когда большинство узлов и агрегатов автомобиля вышли из строя, заменены не один раз. Потенциал у него огромен, если, конечно, защитный кожух (пыльник) не подведет.
 
Но если произошло непредвиденное и крайне неприятное – шрус вышел из строя, – предлагается воспользоваться ремкомплектом шруса, содержащем все необходимые детали для быстрой и квалифицированной замены или ремонта узла. Так, в ремкомплект включены: пыльник, стопорные кольца, шарнир, винты, хомуты, нужные гайки и шайбы и прочее.
 
Причинами выхода из строя шрусов могут быть:
- их низкое качество (подделка, заводской брак);
- повреждение пыльника;
- смазочные материалы низкого качества;
- плохие дороги и агрессивный стиль вождения.
 
Неисправности (их наличие/отсутствие) шруса могут быть диагностированы в автосервисе на подъемнике. Впрочем, каждый водитель может и самостоятельно определить, что шрус неадекватен: люфт вала между шрусами, подергивания автомобиля при трогании. Но автосервис надежнее.
 
Поскольку шрус рассчитан на весь период эксплуатации автомобиля, большого беспокойства он не вызывает. Контроль за состоянием пыльника и его замена по необходимости, своевременная замена смазки во время очередного ТО избавят вас от многотрудной работы по замене самого шруса. Но если вдруг произошло непоправимое, и шрус все же вышел из строя преждевременно, отправьте машину в сервис и избавьте ее и себя от мучений – пусть работают профессионалы.