Замена гидрокомпенсаторов и её стоимость, замена гидрокомпенсаторов, гидрокомпенсаторы купить

Как известно, гидрокомпенсатором называется деталь верхней части двигателя, предназначенная для гидравлического компенсирования зазоров, возникающих в распределительном механизме между распределительным валом и толкателями клапанов. Исходя из принципа работы механизма ГРМ, в системе, испытывающей постоянное трение, в любом случае будет возникать механический износ, и в случае с системой газораспределения, подобный износ в конечном итоге приведет к невозможности правильной работы двигателя. Таким образом, в общем смысле, гидрокомпенсаторы выполняют в первую очередь защитную функцию, обеспечивая работоспособность системы даже с учетом её постепенного износа.

Для начала, предлагаем разобраться в том, как работает система гидравлического компенсирования и каким именно образом она выполняет заявленную функцию. Представим себе клапанную крышку двигателя и её содержимое – в ней находится вал газораспределения, гидрокомпенсаторы, толкатели и сами клапаны, регулирующие впрыск топлива и выпуск отработанных газов. Когда распределительный вал совершает оборот, он взаимодействует с клапанами, открывая их и закрывая. При этом, сам распределительный вал имеет на своей поверхности так называемые «Лопатки», которые при нажатии на толкатель открывают клапан, а при отпускании толкателя позволяют ему закрыться. Сам толкатель, в общем смысле, представляет из себя металлический брусок, один конец которого лежит на гидрокомпенсаторе, а второй – на кончике клапана. Распредвал соприкасается с толкателем в его геометрическом центре – ровно посередине между гидрокомпенсатором и кончиком клапана. Таким образом, когда распредвал нажимает выступающей лопаткой на середину толкателя, он совершает движение в нижнем направлении, надавливая на гидрокомпенсатор и клапан одновременно. И поскольку гидрокомпенсатор в этом такте цикла является гораздо более твердым, чем клапан (а точнее, для его «продавливания» требуется значительно большее по сравнению с клапаном), происходит открытие клапана. И поскольку в нижней части клапана установлена пружина, то при прекращении давления на толкатель со стороны распредвала, клапан автоматически закрывается. Что же касательно самого гидрокомпенсатора, то он является важной деталью, и столь важен он по набору простых причин: представьте себе, что спустя год работы толкатель стерся, и стерся он именно в месте соприкосновения с ним распредвала. Что же тогда будет? А ничего – клапан перестанет открываться, и топливо перестанет поступать, что вызовет фактическое прекращение работы двигателя. А учитывая, что для наступления такого события требуется износ всего в 5-7 миллиметров (на многих автомобилях), износ может достигаться за пол года-год активной эксплуатации. Именно для решения этой проблемы и используется гидрокомпенсатор. Он предназначен для постоянного обратного давления на толкатель и его прижатия к распределительному валу. С Вашей стороны может возникнуть логичный вопрос – а почему бы не использовать обычную жесткую пружину? Ответ прост – пружина, которая бы могла компенсировать столь мощное усилие от распредвала, стоила бы, как сам распредвал. Конструкция гидрокомпенсатора, напротив, предельно проста и экономична, и в то же время, он выполняет необходимую функцию компенсирования зазоров очень качественно в сравнении с любыми другими возможными конструкциями.

 
Гидрокомпенсаторы, замена гидрокомпенсаторов, замена гидрокомпенсаторов Гидрокомпенсаторы, замена гидрокомпенсаторов, замена гидрокомпенсаторов Гидрокомпенсаторы, замена гидрокомпенсаторов, замена гидрокомпенсаторов
 

Гидрокомпенсатор имеет внутри себя возможный минимум частей – он выглядит как два полых цилиндра, вложенных друг в друга, и соединенных пружиной с клапаном, закрывающимся при увеличении давления. Фактически, внутренняя часть компенсатора представляет из себя полость, имеющую два сквозных входных отверстия, впускающих и выпускающих масло. Когда двигатель начинает движение, компенсатор вбирает в себя машинное масло, поступающее внутрь через специальное техническое отверстие. В этот момент еще не происходит нажатия на компенсатор со стороны распредвала. Чуть позже, когда вал поворачивается и начинает давить на толкатель, тот, в свою очередь, делает значительное усилие в сторону головки гидрокомпенсатора, и создается усилие, направленное сверху вниз. Исходя из этого, верхний поршень компенсатора начинает движение, встречая на своем пути машинное масло. В результате, внутри компенсатора возникает давление, и масляный клапан закрывается, препятствуя ослаблению давления. В результате, давление препятствует дальнейшему движению верхнего поршня вниз, и раздвигает компенсатор в обратную сторону, таким образом, делая обратное усилие в направлении толкателя, что в свою очередь, компенсирует возможные зазоры между распределительным валом и толкателем. Упрощая объяснение, можно представить конечный результат – работающий гидрокомпенсатор осуществляет компенсацию зазора, возникающего от стирания толкателя под воздействием времени и высоких температур.

Как и любой другой агрегат двигателя, со временем, гидрокомпенсатор изнашивается, и перестает выполнять возложенные на него функции. В частности, от постоянного воздействия горячих потоков масла и высокого давления, возникает усталость металла и засорение внутренней полости, предназначенной для содержание масла. Когда полость загрязняется до определенного предела, загрязнение начинает препятствовать впуску и выпуску машинного масла из внутренней части устройства, что вызывает образование неправильного обратного усилия, направленного на толкатель. В результате, когда в нормальном состоянии компенсатор должен сглаживать все погрешности износа, в нерабочем состоянии он их только усиливает.

Наверняка, в некоторых ситуациях, проходя мимо только заведенного автомобиля или стоя в пробке, Вы слышали характерное металлическое цокотание, ритмичное и негромкое, исходящее из под капота автомобиля, и не звучащее как серьезная поломка. Спешим сообщить, что в большинстве случаев этот звук означает неправильно работающие, либо слишком сильно изношенные гидрокомпенсаторы. Когда к своему такту компенсатор не успевает создать достаточное обратное усилие, лопатка распредвала со всей силы бьет по толкателю, который, неплотно прилегая к головке компенсатора, совершает по нему удар, вызывая характерный щелчек. Подобный эффект можно услышать, выполнив зажигание автомобиля в зиму, когда масло внутри системы достаточно загустело и не успевает вовремя заряжать гидрокомпенсатор. Стоит ли говорить, что подобный звук вовсе не безопасен, и говорит о том, что систему необходимо разбирать, диагностировать и чинить.

Рассуждая о починке гидрокомпенсаторов, можно условно подразделить их на группу разборных и поддающихся починке, и на группу неразборных и поддающихся исключительной замене на новые. Во втором случае, инженеры стараются сделать гидрокомпенсатор более дешевым и легко демонтируемым из системы. При этом, количество двигателей с разборными компенсаторами примерно равняется количеству существующих двигателей с неразборными компенсаторами.

В первом случае, разборный гидрокомпенсатор состоит из нескольких частей, соединенных между собой пружинкой и силой сжатия. Для доступа к компенсатору, необходимо снять вал газораспределения и демонтировать толкатели, вытащив компенсаторы из их посадочных гнезд. При этом, часть компенсаторов окажется в заряженном, а часть – в разряженном состоянии. Стоит ли говорить о том, что разрядить заряженные компенсаторы, полные масла, практически невозможно в ручном или кустарном режиме. Даже если взять тяжелый строительный молоток и хорошенько ударить по головке заряженного компенсатора, с большой вероятностью это не приведет ни к какому эффекту. Единственное решение – либо разрядить компенсаторы в промышленных тисках, либо купить новые компенсаторы, и поставить их вместо старых, и изношенных собратьев. При этом, стоит быть крайне аккуратным при процессе разрядки – масло может сильным напором «пшикнуть» в направлении специалиста, выполняющего в данный момент эту работу.

Разрядив каждый из гидрокомпенсаторов, их необходимо тщательно промыть. Снимите фиксирующее кольцо, и извлеките один поршень из другого. Внутри Вас встретит полая емкость, содержащая пружину и металлический шарик. На дней полости, как правило, будет находится вязкая тягучая жидкость, содержащая множество сторонних частиц и предметов – это будет машинное масло вперемешку с грязью, которая накопилась в компенсаторе за время его работы. Учитывая замкнутость системы, компенсаторы всегда собирают в себе множество частичке, не уловленных масляным фильтром или попавших в обход последнего. Именно их совокупность, объединенная в вязкую субстанцию, и мешает гидрокомпенсатору нормально работать, выполняя заявленные функции. Когда внутренняя полость полностью наполняется маслом, нажатие на головку компенсатора создает правильное обратное давление, с учетом того, что вся полость наполнена чистым маслом. В обратном случае, при наличии грязи и посторонних частиц, вязкость внутренней составляющей меняется, и необходимое для компенсирования усилия давление уже не возникает.

Грязные гидрокомпенсаторы следует тщательно промыть в растворителе, не забыв предварительно извлечь все сторонние включения, попавшие внутри цилиндра. Далее, компенсатор рекомендуется смазать машинным маслом, и собрать в изначальное положение. Так же, при обратной сборке верхней части двигателя, рекомендуем не менять компенсаторы местами, поскольку со временем они прирабатываются, «привыкая» к клапанам. Вообще, исходя из практики, если внутри двигателя располагаются разборные гидрокомпенсаторы, их замена сводится к разбору и тщательной мойке, но не к фактической замене на новые гидрокомпенсаторы. Можно сказать с большой долей уверенности, что даже в совсем тяжелых случаях, когда распредвал сточен до гладких стенок, а поршни разваливаются на куски, гидрокомпенсаторы выглядят идеально, как в первый день своей работы. Самым худшим, что может с ними случиться, является слом внутренней пружины либо «застревание» клапана, но это крайне редкие поломки. Однако, в случае, если снятый Вами гидрокомпенсатор имеет явные механические повреждения, лучшим решением будет его замена.

Замена гидрокомпенсаторов, с технологической точки зрения, не является сложной операцией. Единственной трудностью является необходимость жесткой фиксации распредвала и недопущение смещения его меток относительно приводного ремня. Иными словами, перед демонтажем распредвала, потребуется зафиксировать ремень и шестерню, а так же запомнить фактическое положение снимаемого вала. Дополнительно стоит обратить внимание, что операция замены или чистки компенсаторов является сопутствующей к вероятной замене изношенных толкателей. Таким образом, запаситесь информацией о том, где находится ближайший магазин, продающий соответствующие запчасти.

Цена замены гидрокомпенсаторов с точки зрения одного комперсатора составляет от 150 до 500 рублей. Фактическая стоимость работ может составлять от 500 до 3000 рублей, в зависимости от сложности двигателя, расположения компенсаторов и квалификации сотрудников автосервиса. Для простых, «Опелевских» двигателей, время замены компенсаторов занимает не более 30 минут. Однако, стоит подчеркнуть, что в большинстве случаев, проблемы в работе двигателя не связаны с работой гидрокомпенсаторов, и их замена будет лишней, поскольку первоочередной проблемой в подобных ситуациях является иная поломка, которую необходимо диагностировать и устранять.

Отдельно стоит упомянуть особенности самостоятельного ремонта автомобиля, и замены гидрокомпенсаторов в гаражных условиях. Обязательным инструментом, требуемым для выполнения указанной операции, является динамометрический ключ. Во-первых, он потребуется для демонтажа распредвала путем его разсоединения с соответствующей шестерней ГРМ, а во-вторых, во многих моделях двигателей, распредвал устанавливается в так называемую «постель», которая имеет сквозные крепления с ГБЦ. Иными словами, для демонтажа верхней конструкции двигателя, фиксирующей распредвал и прижимающей его к толкателям, потребуется вначале ослабить, а потом вернуть в изначальное состояние болты головки блока цилиндров, которые, в свою очередь, должны быть зафиксированы с четко определенным усилием в четко определенной последовательности. В дополнение стоит заметить, что поскольку операция замены или чистки гидрокомпенсаторов сопряжена с разгерметизацией клапанной крышки, в обязательном порядке необходимо иметь под рукой герметик и прокладку клапанной крышки, совокупность которых требуется для обратной герметизации системы. В обратном случае, просто установив все запчасти на их места без замены прокладок, Вы вызовите масляную течь, которую нельзя будет компенсировать способом, отличающимся от замены прокладки и её герметизации соответствующим специальным веществом. Тем более, стоит очень аккуратно относиться к операции с гидрокомпенсаторами и распредвалом в таких моделях двигателя, в которых постель вала имеет сквозные крепления с головкой блока цилиндров, поскольку при неправильной сборке Вы можете сорвать прокладку головки блока, замена которой является уже более сложной технической операцией.