Запотевание стекол в автомобиле

Неприятной особенностью многих автомобилей при эксплуатации в холодное время года является запотевание лобового и других стекол, приводящее к необходимости периодически протирать их, либо принимать другие меры, направленные на увеличение угла обзора. При этом, иногда запотевание является столь значительным, что ехать без заметных проблем становится затруднительно, и в некоторых случаях – невозможно.
 
Существует множество причин, приводящих к запотеванию стекол автомобиля, часть из которых устраняется элементарным образом, а часть требует длительной и всесторонней диагностики автомобиля. В конечном итоге, запотевание в некоторых ситуациях является явным сигналом к скорому ремонту одной из систем автомобиля.
Запотевшее стекло, запотевание стекол автомобиля, что делать если стекла автомобиля запотевают

В общем случае, с точки зрения физики, запотевание стекол происходит из-за избыточной влажности, возникающей в салоне автомобиля. Таким образом, при перепаде температур между салоном автомобиля и окружающей средой, влажность из воздуха конденсируется на стеклах, вызывая образование слоя капель, затрудняющих обзор. Рассматривая зимнее время года, процесс запотевания лобового и любого другого стекла выглядит следующим образом – водитель и пассажиры размещаются в салоне и начинают движение. Если окна закрыты, а приток воздуха извне крайне ограничен, постепенно в салоне повышается температура воздуха и увеличивается его влажность за счет выдохов людей. В результате, влажный и теплый воздух, соприкасаясь со стеклом, имеющим низкую температуру, отдает ему свою влагу, оставляя воду на поверхности стекла.

Так же, проблема запотевания ни чуть не реже встречается при езде в автомобиле с нажатой кнопкой «рециркуляция воздуха». В результате, воздух циркулирует внутри замкнутой системы, и его влажность не уравновешивается с влажностью окружающей среды. Таким образом, рекомендуется не держать эту кнопку нажатой на постоянной основе, а пользоваться только при необходимости, например, при езде по пыльным дорогам, либо при холодном порывистом ветре.

Самым простым и эффективным советом при запотевании стекол является частое проветривание салона автомобиля путем открытия окон либо задвижки, регулирующей рециркуляцию воздуха. При циркуляции воздушного потока и получении воздуха извне, влажность внутри салона автомобиля выравнивается с нормальной влажностью окружающей среды, и в конечном итоге, эффект запотевания исчезает. Именно по-этому, если открыть окно на 5-7 минут, то даже в самой запотевшей машине стекла быстро очистятся. Если же сделать это не представляется возможным по причине низкой температуры снаружи, рекомендуем немного приоткрыть переднее и заднее окно на противоположной от водителя стороне, что «протянет» салонный воздух и немного поможет в решении возникшей проблемы.

Чем же так опасно запотевание лобового стекла, особенно в зимнее время года? Представьте себе, что вы едите с запотевшим лобовым стеклом, периодически протирая его некоторой поверхностью – тряпочкой или платком. В среднем, при отсутствии внешнего доступа воздуха в автомобиль, стекло будет запотевать каждые 3-4 минуты. Таким образом, приехав в точку назначения, Вы выйдите из своего автомобиля, после чего стекло быстро запотеет. А учитывая, что с Вашим отсутствием температура в салоне автомобиля будет планомерным образом падать, в конечном итоге, Вы получите большой кусок льда на Вашем лобовом стекле, с его внутренней стороны. Таким образом, вернувшись к автомобилю, выехать сразу будет весьма затруднительно, и придется тратить время на очистку стекла изнутри.

Говоря о причинах запотевания стекол, помимо причин общего характера, связанных с любовью к рециркуляции воздуха и езды с закрытыми окнами, стоит выделить поломку системы охлаждения двигателя, и засорением технического сливного отверстия в колесной нише. В первом случае, поломка системы охлаждения двигателя сводится к тому, что в ней образуется некоторая брешь, и пары охлаждающей жидкости (например – Тосола), начинают попадать в салон. В такой ситуации, запотевание стекол происходит практически моментально. Исходя из этого, если стекла автомобиля запотели, и Вы чувствуете едкий запах, не характерный для салона автомобиля, произведите диагностику системы на предмет наличия течи системы охлаждения.

Во втором случае, стоит обратить внимание на запасное колесо автомобиля, лежащее на дне багажника. Конструкция колесной ниши многих автомобилей устроена таким образом, что в качестве защиты от коррозии кузова и для обеспечения сухости салона в нише присутствует техническое отверстие, обрамленное резинкой или другим износостойким материалом, и ведущее вовне. Таким образом, вся жидкость, которая попадает в колесную нишу или багажник, находит себе путь выхода и покидает салон автомобиля. Во многих случаях, когда опыт владения машины еще не достаточен, водитель не обращает внимание на такие мелочи, и со временем техническое отверстие забивается, препятствуя выходу жидкости. И вот, в один из дней, меняя летнюю резину на зимнюю, Вы кладете мокрое колесо внутрь автомобиля, и вся жидкость или снег, стекая в нижнюю часть колесной ниши, остаются там на очень длительное время, в результате вызывая сильную влажность в салоне автомобиля. Забавно, но при забитом техническом отверстии, даже многие автосервисы затрудняются диагностировать причину частого запотевания окон автомобиля. В результате, мы рекомендуем периодически проверять колесную нишу и чистоту технического отверстия для слива лишней жидкости.

Многие водители отмечают, что лобовое стекло, как и другие стекла автомобиля, могут запотевать не только в зимнее время года, но и в дождь. При запотевании,стекло в дождь можно предположить, что салон автомобиля не герметичен, и влажность извне попадает каким-либо образом внутрь салона автомобиля, вызывая указанный эффект. В качестве решения проблемы рекомендуем проверить герметичность дверей, багажника и стекол.

Конечно, бывают и случаи, когда конструкция автомобиля, либо качество изготовления стекла вызывают частое его частое запотевание, при этом, ни один из предложенных советов не решает этой проблемы. В таком случае, рекомендуется купить специальный раствор против запотевания, который наносится тонким слоем на необходимые поверхности, и полностью предотвращает образование жидкости.

Что касается общих рекомендация насчет того, как не стоит бороться с запотеванием, стоит отметить общего рода советы: не рекомендуется протирать запотевшее окно мокрой тряпкой, поскольку в конечном итоге, это приводит к еще большему и более быстрому запотеванию. Не рекомендуется протирать запотевшее окно рукой, поскольку на нем останется жирный след, который приведет к еще большему ухудшению видимости. Не рекомендуется использовать «народные средства» - протирать окно жиром, либо подсолнечным маслом, поскольку на современных моделях автомобилей это не только не улучшает ситуацию, но и заметно ухудшает её.