Стук в колесе при движении

Одной из редких, и в то же время, одной из наиболее быстро решаемых проблем тормозной системы является стук в колесе при торможении. Возьмем, к примеру, типичный случай, при котором возникает подобная ситуация – Ваш автомобиль некоторое время постоял на солнце, или наоборот, в тени, после чего Вы начали движение. В результате, набрав скорость порядка 70 километров в час, либо при движении по склону вниз, Вы нажимаете на педаль тормоза, и автомобиль начинает плавно замедляться, в то же время, издавая неприятный и громкий стук, исходящий от некоторого колеса, в большинстве случаев – переднего. При этом, Вы слышите стук отчетливо громко, он имеет глухой оттенок и явное происхождение. Логичным предположение будет то, что произошла, как минимум, значительная поломка, которую необходимо срочно устранять.

И хотя стоит дифференцировать различного рода ситуации, делящиеся по поломкам на серьезные и не очень, глухой громкий стук из колеса во многих случаях является следствием либо не совсем правильной работы тормозного суппорта, либо изгибом фиксирующей колодку накладки. Непосредственная конструкция тормозного суппорта состоит из двух пластин, одна из которых соединена со второй при помощи направляющих. Тормозная колодка зажимается между пластинами, теряя степень свободы в одном из направлений. Потеря второй степени свободы происходит за счет фиксации колодок в её естественном положении при помощи специальных пластин, удерживающих колодку и направляющих её на тормозной диск. Исходя из таких особенностей, в некоторых случаях происходит либо заклинивание одной из направляющих суппорта, либо изгиб фиксирующей колодку пластины, что в конечном итоге, вызывает стук в колесе при торможении. В частности, при заклинивании направляющей, тормозной поршень нажимает на колодку только частично, оставляя половину колодки в состоянии недостаточного давления, что влечет за собой её дрожание внутри посадочной ячейки и характерный стучащий звук. Похожим образом проявляется проблема изгиба тормозной пластины, при которой колодка получает небольшое свободное пространство, в пределах которого происходит постоянная вибрация и стук от удара колодки то об одну сторону суппорта, то об другую.

Более серьезной поломкой, приводящей к возникновению явно выраженного стука в колесной нише, является изгиб тормозного диска вследствие длительного воздействия высоких температур, низкого качества диска или других факторов. В таком случае, диск изгибается на некоторый незначительный угол, и при торможении колодка начинает сильно вибрировать, то ударяясь об тормозной диск, то отстраняясь от него. При этом, подобное поведение вызывает очень значительный износ и самого тормозного диска, уже имеющего неприятный дефект, и самой колодки. И хотя на сегодняшний день практически все колодки делаются из прочных, термостойких материалов, все же есть шанс того, что при очередном ударе колодки об тормозной диск произойдет значительные деформации и слом тормозного слоя колодки.

К сожалению, нет специфического способа для ремонта тормозного диска в домашних условиях. При возникновении подобной ситуации рекомендуется либо поменять тормозной диск в паре с диском зеркального колеса, либо проточить его в специализированном сервисе. Одно можно сказать с уверенностью – не стоит эксплуатировать автомобиль с изогнутым тормозным диском, поскольку это может привести к аварийной ситуации в самый неподходящий момент.

Если первичная диагностика колеса и тормозной системы показала, что проблема заключается в заклинивании направляющей суппорта, осуществите тщательную чистку и последующее смазывание направляющей специфическим для ремонта веществом, указанным производителем Вашего автомобиля, после чего соберите систему и протестируйте устранение неполадки. Если же проблема, в конечном итоге, была вызвана изгибом тормозной пластины в неестественное положение, аккуратно выгните пластину обратно, установите её в посадочное отверстие и повторите испытание. В ситуации, когда ни первый, ни второй способы не помогли, обращайтесь в сервис за диагностикой тормозных дисков на предмет их изгиба.

И хотя мы рассмотрели наиболее распространенные причины возникновения стука при торможении автомобиля, существует ряд более значительных поломок, устранение которых является более сложным и дорогостоящим процессом. К таким проблемам стоит отнести неисправности в ШРУСе автомобиля, приводящие к необходимостью замены либо ШРУСа, либо вала, на котором он установлен. По-этому, если при первичной диагностике Вы не смогли самостоятельно устранить причину поломки, воспользуйтесь помощью более опытных специалистов автосервиса или СТО, специализированного на ходовой части автомобиля.

Если говорить о времени и стоимости устранения проблемы, то наиболее недорогой проблемой является изгиб пластины или заклинивание направляющей, ремонт которых с точки зрения себестоимости материалов не превышает 50 рублей. Ремонт изогнутого тормозного диска, напротив, вынудит раскошелиться на несколько тысяч рублей.