Дергается руль, при езде руль дергается, дергается руль при движении, почему дергается руль

В некоторых случаях, при активной эксплуатации автомобиля, в один из дней, Вы вдруг замечаете, что руль автомобиля начал спонтанно дергаться из стороны в сторону при движении вперед. Возникает логичный вопрос – что же случилось? Ответом на этот вопрос является множество возможных и маловозможных причин, часть из которых будет рассмотрена в настоящей статье. Стоит начать с того, что такой симптом, как дергание руля, уже является достаточно причиной для того, чтобы отложить текущие дела и заняться диагностикой и ремонтом автомобиля, в связи с тем, что многие из причин подобного поведения являются значительными поломками, и могут вызывать серьезные аварии при активной езде по оживленным дорогам.

Для начала, следует определиться с тем, как именно дергается руль. Всего существует три возможных варианта – либо руль «Дергается» и дрожит вне зависимости от езды на автомобиле, либо происходят рывки при повороте колеса на определенный угол, либо рывки происходят спонтанным образом. Давайте рассмотрим каждый симптом и вычленим наиболее вероятные поломки, ему соответствующие.

А. Руль дергается и дрожит вне зависимости от езды.

Подобный симптом характерен для поломок рулевой рейки и механизма гидравлического усиления руля. При таких неполадках, дрожание руля приобретает постоянный характер, и не зависит от того, едет автомобиль или стоит. Как правило, амплитуда не является большой, и поведения руля можно охарактеризовать как постоянное неестественное дрожание. И поскольку самостоятельный ремонт рулевой рейки, как и её самостоятельная правильная диагностика, не является простым процессом, выполнение которого возможно в домашних условиях, при появлении подобных симптомов настоятельно рекомендуется обратиться в авторизованный сервис, который выполняет подобные работы. К счастью, в большинстве случаев подобный класс возникших проблем решается подтягиванием ослабших болтов, прочистке гидравлических каналов и калибровке некоторых внутренних частей рейки.

Б. Руль дергается при повороте колеса на определенный угол.

Данное поведение руля является наиболее неприятным из всех трех случаев, поскольку оно весьма характерно, его амплитуда достаточно сильна, а причины варьируются от совсем незначительных до весьма критичных поломок. Тем более, такое дрожание руля невозможно не заметить – оно явно отличается от нормального поведения и заставляет обратить на себя внимание. При таком варианте, при повороте колеса на некоторый угол (как правило, на 360 градусов), руль совершает характерный рывок в определенную сторону, после чего возвращается на свое предыдущее положение. Указанное выше поведение, в свою очередь, может подразделяться на следующие возможные поломки, лежащие в его основе:

Б.1. В качестве самой банальной, и в то же время, наиболее распространенной причины можно предположить, что одно из колес спущено, либо в левом и правом колесе слишком большая разница в давлении. Например, если Вы накачали одно колесо до 2.5 атмосфер, а второе – до 1.5 атмосфер, руль будет совершать ритмичные рывки при каждом повороте колеса вокруг своей оси. Для регулировки и измерения давления подключите колесный насос к ниппелю, проверьте давление, и при необходимости докачайте или спустите колеса до равных значений. Обратите внимание, что рекомендуемым давлением для колес является значение в 2 - 2.3 атмосферы на каждое из колес. При этом, для езды по городу рекомендуется значение, близкое к 2, при езде по трассе – близкое к 2.3, а при езде по грунтовым дорогам, либо песку или грязи – пониженное давление, близкое к 1.7.

Б.2. Второй по частоте возникновений причиной является поломка протектора шины, либо разрыв её армирующих волокон. Поломка протектора может представлять из себя отрыв нескольких выступов от поверхности колеса и образование «ямки», которая при соприкосновении с дорогой в момент вращения и вызывает рывок руля. Разрыв же армирующих волокон (плетенных плоских стальных тросов, лежащих в основе колеса), вызывает выпячивание колеса в сторону разрыва и образование «шишки», наезжая на которую, колесо тянет за собой руль на некоторый градус. При этом, шишка не обязательно может выглядеть как геометрический выступ. Например, значительное повреждение армирующих волокон может привести к образованию целой полосы, выступающей от плоскости колеса в одну из сторон. Необходимо заострить внимание на том, что и повреждение протектора шины, и надрыв армирующих составляющих, а так же образование всевозможных шишек и неровностей на поверхности колеса, является очень тревожным сигналом, при возникновении которого нужно немедленно произвести замену шины. В обратном случае, практически в любой момент, на любой из ям, либо на обычной плоскости дорожного покрытия, колесо может лопнуть, либо остаться без большого куса протектора, вызвав серьезную аварию из-за моментального увода автомобиля в сторону пробоя. Если при диагностировании подобной проблемы у Вас не оказалось запасного колеса, мы рекомендуем либо попросить помощи у людей, готовых привезти новое колесо, либо очень медленно, на скорости до 15 километров в час, доехать до ближайшего шинного магазина либо автосервиса. В случае нарушения данных рекомендаций Вы подвергнете себя значительному риску жизни и здоровья. Тем более, ни в коем случае нельзя ездить на автомобиле, даже одна из шин которого имеет вышеуказанные повреждения или деформации.

Б.3. Третьей по популярности причиной является неправильная балансировка колеса, либо изгиб или деформация колесного диска. И если проблема балансировки в конечном итоге является причиной незначительных рывков, скорее напоминающих «дрожь», то деформации колесного диска могут вызывать действительно значительное дергание руля. Вы можете легко диагностировать проблемы с диском – сняв колесо, внимательно посмотрите на него – диск, на который надета шина, должен выглядеть как идеальный круг. Возьмите рулетку, и «крест-накрест» замеряйте его диаметр с обеих сторон. Если диаметр по горизонтали будет отличаться от диаметра по вертикали – меняйте диск, либо «прокатывайте» его. Стоит обратить внимание на то, что ели Вы используете кривые литые диски, то рискуете получить разрыв диска в самый неподходящий момент и серьезную аварийную ситуацию.

В. Руль дергается спонтанным образом, не зависимо от поворота колес

Пожалуй, подобное поведение рулевой системы является самым неприятным фактором, так как и его диагностика, и езда в таком состоянии являются вещами весьма затруднительными. Причин для таких симптомов может быть достаточно много – начиная от сильного ослабления одного из креплений шаровой опоры, и заканчивая поломкой рулевого наконечника или рулевой тяги колеса. Справедливо стоит отметить, что до 50% вышеуказанных проблем приходится на наконечник рулевой тяги, который со временем ломается, вызывая спонтанный люфт в колесе до 10 градусов от своего нормального положения. Диагностика же проблем наконечника, да и общая диагностика сводится к тому, чтобы поднять машину на домкрат или подъемник, и хорошенько подергать колесо из стороны в сторону. Если при таких рывках будет явно заметно, что рулевой наконечник ведет себя странно, свободно дергаясь вместе с колесом – смело меняйте его и забывайте о возникшей проблеме. Если же наконечник прочно стоит на свое месте, но возникает лязг из нижней части колеса – обращайте внимание на шаровую опору и механизм крепления колеса. Заметим, что рекомендуемый интервал замены рулевых наконечников составляет порядка 50-70 тысяч километров пробега, по достижению которого необходимо выполнять тщательный осмотр этого узла, особенно при частом передвижении по трассе.

Подводя итог общему классу проблем, связанных с тем, что руль автомобиля дергается, повторим, что такое поведение не является нормальным, и в качестве последствий может вызвать аварии или дальнейшее разрушение систем автомобиля. Таким образом, не откладывайте ремонт и диагностику, а в срочном порядке находите и устраняйте возникшую проблему.