Прокачка тормозов, порядок прокачки тормозов, штуцер прокачки тормозов

Наверняка, многие автолюбители, как столкнувшиеся с необходимостью замены отдельных элементов тормозной системы, так и просто прислушивающиеся к часто возникающим дискуссия, слышали такое словосочетание как «прокачка тормозов». Таким термином обозначается процесс, сопровождающий замену частей тормозной системы, и предназначенный для удаления из системы воздуха, который не должен там находиться.

В ходе эксплуатации автомобиля, иногда возникают ситуации, при которых приходится менять не только тормозные колодки или диски, а, например, прохудившийся тормозной шланг, либо тормозной цилиндр. В случае замены такого рода агрегатов и узлов, в систему неизбежно попадает небольшое количество воздуха. С точки зрения логики, такое небольшое количество инородного вещества не может вызвать значительных проблем; однако, на практике, исходя из физического принципа работы тормозов и фактического состава тормозной жидкости, даже небольшой пузырек воздуха внутри шланга способен не просто ухудшить, а даже сделать невозможной работу тормоза. Подобная особенность возникает исходя из того, что гидравлическая система усиления тормозов нагнетает очень высокое давление, и требует совсем незначительного перемещения тормозящего вещества внутри трубок, и потенциальная способность тормозной жидкости к сжатию является значительно меньшей, чем у таких веществ, как кислород в общем смысле и воздух с улицы в частности. Именно по этому, при попадании в систему пузырька воздуха извне, когда Вы будете нажимать на педаль тормоза, вместо того, чтобы прижимать колодку к тормозному цилиндру, система будет сжимать пузырек воздуха. При чем, наличие в системе как воздушного пузырька, так и любых других посторонних предметов способно повлиять не только на правильную работу отдельно взятого колеса, в направлении которого находится засор, но и значительно ухудшить общее качество работы системы. Стоит заметить, что при практически любом значительном ремонте тормозной системы автомобиля, в нее попадает некоторое количество воздуха из окружающего пространства. При этом, под значительным ремонтом стоит понимать замену тормозных шлангов и трубок, замену тормозных цилиндров барабанных тормозов, замену главного тормозного цилиндра, замену бачка тормозной жидкости, замену тормозных суппортов. После выполнения подобного процесса необходимо в обязательном порядке выполнить прокачку гидравлических тормозов, процесс которой описан ниже.

 

Для выполнения процесса прокачки гидравлических тормозов, Вам потребуется чистая емкость для слива тормозной жидкости, один помощник, а так же одна емкость с новой тормозной жидкостью, название и спецификация которой будет зависеть от Вашего автомобиля. В большинстве случаев, в тормозной системе находится тормозная жидкость «DOT-4». Дополнительно, стоит запастись набором гаечных или накидных ключей.

Процесс прокачки начинается с момента, когда в систему установлена новая деталь. Гидравлические тормоза устроены таким образом, что каждый из конечных узлов имеет внутри себя специальный клапан, предназначенный для прокачки системы. В случае, если бы такого клапана не существовало, либо он отсутствовал на некоторых из запчастей, система не смогла бы прийти в рабочее состояние, вне зависимости от стараний специалиста, выполняющего процесс. В связи с этим, клапан для прокачки можно найти на передних суппортах, и на задних тормозных цилиндрах. Непосредственно клапан выглядит как ниппель, выступающий из узла, имеющий резьбу или грани для возможности откручивания и закручивания. Фактически, клапан является дальнейшим последовательным ответвлением от конечного узла системы, заглушенный специальным болтом или иной конструкцией. Ослабляя крепление клапана, Вы тем самым разгерметизируете замкнутую систему, давая возможность тормозной жидкости и её содержимому выйти наружу через пространство клапана. Исходя из этого, управляя углом поворота клапана, Вы можете регулировать поток тормозной жидкости, покидающей систему через него. Прокачка тормозов, прокачка гидравлических тормозов, процесс прокачки гидравлических тормозов

 

Полное устройство тормозной системы с точки зрения каналов, сообщающих узлы системы между собой, заключается в том, что начиная от тормозного цилиндра, либо недалеко от него, происходит разветвление трубок, что позволяет изолировать систему каждого колеса от других колес. Таким образом, выполнив замену одной из трубок, ведущих к какому-либо колесу, необходимо прокачивать систему только со стороны этого колеса. Однако, если произошла замена центральной тормозной трубки, либо цилиндра, придется сделать полную прокачку системы со стороны каждого из колес.

Последовательность прокачки тормозов сводится к следующему процессу. Во-первых, освободите рабочее пространство со стороны нужного колеса и убедитесь в том, что у Вас есть доступ к клапану, предназначенному для прокачки. Подберите гаечный или накидной ключ, который позволит открутить или закрутить регулировочный клапан. Далее, попытайтесь немного приоткрыть его, тем самым, проверив саму техническую возможность его открытия без значительных затруднений. Если клапан не откручивается, используйте аэрозоль «WD-40» для растворения ржавчины, не позволяющий его открутить. Как только клапан поддастся, Вы можете начать процесс прокачки. Для начала, попросите помощника сесть за руль автомобиля и убедитесь в том, что он Вас слышит. Следующим этапом, откройте бачок с тормозной жидкостью, и убедитесь в том, что её хватает, а уровень жидкости находится не ниже максимальной отметки. Проверив объем тормозной жидкости, подставьте чистую емкость под регулировочный клапан, немного ослабьте его крепление и сообщите помощнику о том, что он должен много раз полностью нажать на тормоз и отпустить его. Нажимая на тормоз, Ваш коллега будет вызывать давление в тормозной системе, что будет приводить к выходу тормозной жидкости через ослабленный Вами клапан. Обратите внимание, что если жидкость не выходит, клапан необходимо приоткрыть еще сильней. Если же, даже при полностью открученном клапане, жидкость не выходит, значит, либо Ваш помощник не выполняет возложенные на него обязанности, либо в системе есть значительный засор или поломка. В последнем случае, надо внимательнейшим образом проверить весь путь тормозной жидкости, начиная от тормозного цилиндра, и заканчивая клапаном. Это важная проверка, поскольку, если регулировочный клапан не пропускает через себя тормозную жидкость, это с большой вероятностью означает, что тормоз на данном колесе не является работающим, и требует срочного ремонта.

Если же проблем с работой регулировочного клапана не наблюдается, подождите, пока Ваш напарник не выполнит 10-15 нажатий, после чего, закрутите клапан, и отдайте команду прекратить нажатия. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке, и при необходимости пополните его из сливной емкости, либо из новой бутылки. Далее, вернитесь к клапану, подставьте под него емкость для слива, ослабьте клапан и повторите процесс. В зависимости от того, насколько далеко от клапана были произведены ремонтные работы, будет варьироваться количество прокачек системы. В конечном итоге, сев за руль своего автомобиля, Вы почувствуете, в какой момент тормоза стали вести себя привычным образом.

Порядок прокачки тормозов предполагает обязательного соблюдения вышеизложенных правил и строгости контроля результата. Например, слишком увлекшись клапаном, Вы можете пропустить уровень тормозной жидкости в соответствующем бачке, и в таком случае все усилия будут проделаны зря, и придется прокачивать уже не одно, а все четыре колеса. Тем более, ни в коем случае нельзя игнорировать саму необходимость прокачки тормозов, поскольку при неправильной работе данной системы возможны реальные аварии при езде на автомобиле. В качестве дополнительного совета можно привести необходимость чистоты в сливной емкости, и недопустимость наличия в ней пыли, грязи или любых других инородных тел, которые при попадании в систему напорных трубок создают значительный засор, который практически невозможно выгнать из системы без возникновения последствий.

Выполнив процесс прокачки в соответствии с изложенным порядком, еще раз проверьте уровень тормозной жидкости в соответствующем бачке, крепко закрутите регулировочный клапан и наслаждайтесь полученным результатом!

В большинстве случаев, процесс прокачки тормозов занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от сложности выполненного перед этим ремонта и соответственной удаленности замененного узла от регулировочного клапана.