Замена радиатора печки, радиатор печки

На сегодняшний день, автомобиль является не только средством перемещения по городу, но и выполняет множество других сопутствующих функций, увеличивающих и комфорт водителя, и его качество жизни. Одной из важных функций, непосредственно связанных с комфортом водителя и пассажиров, является обогрев в общем смысле и печка автомобиля в частности. Печка устанавливается в исключительно все автомобили, начиная с самых первых моделей авто, в любых странах. Это и не удивительно – в зимнее время, а в особенности в сильные морозы, ездить на автомобиле без работающего обогревателя становится просто невозможно.

С печкой автомобиля связано достаточно большое количество потенциальных неисправностей, и если беда произошла, и печка внезапно перестала греть, либо поток горячего воздуха заметно убавил в температуре, стоит незамедлительно обратить внимание на основные узлы системы, и наиболее пристально рассмотреть текущую работоспособность радиатора печки. Устройство печки и концепция её работы выглядит достаточно просто – контур охлаждения двигателя автомобиля исходит из бачка с охлаждающей жидкость., направляется в двигатель, проходит через систему каналов, входит в водяной насос и возвращается внутрь бачка с охлаждающей жидкостью в виде жидкости и её паров. Одним из ответвлений системы является ветка по направлению к радиатору печки, который соединен с системой набором трубок и патрубков. Таким образом, при работе двигателя, происходит постоянный нагрев радиатора печки, а попадание или непопадание горячего воздуха в салон автомобиля непосредственным образом зависит от настроек климат-контроля или факта включения соответствующего рычага на приборной панели. При включенной печке, воздух направляется в салон через радиатор печки, а при выключенном – проходит напрямую к воздуховодам салона. В более дорогих моделях автомобиля, включение и выключение печки приводит к фактическому перекрытию контура охлаждающей жидкости, направляемой к радиатору печки.

Внешний вид радиатора печки соответствует следующим иллюстрациям:

 
Радиатор печки, замена радиатора печки, как заменить радиатор печки Радиатор печки, замена радиатора печки, как заменить радиатор печки
 

И хотя фактические проблемы с работой печки автомобиля могут быть связаны с очень большим и разным количеством проблем, одной из наибольших среди прочих является проблема неработающего радиатора печки, поскольку она в первую очередь, трудно диагностируема, а во-вторых, долго устранима. При повествовании о замене радиатора печки, в первую очередь, стоит начать с места его расположения. В большинстве автомобилей, не считая люксовых моделей (в которых радиатор печки может быть в принципе расположен где угодно), указанный агрегат располагается в салоне автомобиля, по-центру парприза автомобиля, в самой его глубине. Таким образом, чтобы добраться до него, необходимо без преувеличения разобрать половину передка из салона автомобиля. Сразу стоит заметить, что при отсутствии опыта, ровно как и при отсутствии смартфона с поисковой системой под рукой, процесс замены или диагностики радиатора печки может занять весьма длительное время, до 3-5 часов. В связи с чем, самостоятельную замену радиатора печки стоит производить только при условии того, что Вы точно уверены, что проблема именно в нем, у Вас есть 4-5 свободных часов, а так же все остальные способы устранения проблем в работе обогревателя уже проверены.

Неработающий радиатор печки, в зависимости от возникшего класса проблем, может выглядеть следующим образом:

 
Радиатор печки, замена радиатора печки, новый радиатор печки, промывка радиатора печки Радиатор печки, замена радиатора печки, новый радиатор печки, промывка радиатора печки Радиатор печки, замена радиатора печки, новый радиатор печки, промывка радиатора печки
 

Говоря об устранении всех иных способов, сопутствующих неправильной работе печки автомобиля, можно привести очень длинный список, характерный и специфичный для определенных моделей автомобиля. Исходя из этого, рекомендуется найти список проблем, типичных для печки Вашего автомобиля, и попытаться устранить их. Из проблем общего характера, специфичных многих машинам, можно выделить попадание воздуха в патрубок «обратки» радиатора печки, засорение одного из патрубков, либо физическое повреждение системы. Наиболее же простым способом диагностики, который во многих случаях является весьма эффективен, можно назвать следующую последовательность действий: найдите патрубок «обратки», ведущий от радиатора печки к системе охлаждения двигателя, возьмите его в руку и хорошенько сожмите несколько раз, как резиновый мячик. Если при этом, в бачке с охлаждающей жидкостью появятся пузыри, то с большой вероятностью, вы временно решили проблему, а проблема заключается в том, что в систему попадает воздух извне. Обратите внимание на то, что если у Вас наблюдаются проблемы с радиатором охлаждения двигателя (например – он пропускает воздух, «парит», или имеет заметные видимые повреждения или сильное загрязнение), то с большой вероятностью, радиатор печки будет так же работать плохо, хотя физически он расположен достаточно далеко от радиатора МТ.

Первым делом, задавшись целью замены радиатора печки, Вам необходимо запастись емкостью, в которую можно будет слить охлаждающую жидкость, поскольку в обратном случае, Вы рискуете залить её салон автомобиля, оставив неприятный запах на весьма длительное время. В качестве подготовительного этапа, Вам необходимо найти, согласно комплектации и модели Вашего автомобиля, патрубок, предназначенный для слива охлаждающей жидкости из системы, и слить её содержимое в подготовленную емкость, либо несколько емкостей, согласно заправочному объему системы охлаждения автомобиля. Обратите внимание на то, что если Вы еще никогда не разбирали передок автомобиля из салона, и не уверены в том, получится у Вас это или нет, не производите слив охлаждающей жидкости до того момента, как Вы доберетесь до радиатора печки, поскольку в обратном случае, при том, что Вы можете устать от этого процесса, либо он может Вам надоесть, охлаждающую жидкость все равно придется заливать в систему обратно и «прокачать» её.

Основной совет, который можно дать людям, решившим самостоятельно заменить радиатор печки, можно сформулировать как четкое следование последовательности разбора и сбора передка автомобиля, при котором необходимо точно запомнить, какие из крепящих болтов где находились. В конечном итоге, для разборки системы, Вам придется открутить порядка 40 шурупов, 10 болтов и снять порядка 30 клипс. Не запомнив, или не сфотографировав порядок и места их установки, Вы рискуете собрать передок неправильно, получив множество скрипов, стуков и прочих неприятностей.

Слив охлаждающую жидкость, начните разбирать салон автомобиля согласно спецификации автомобиля. Как правило, в большинстве моделей разборка передка автомобиля начинается со снятия декоративной крышки, находящейся в правом подлокотнике и одновременно закрывающей рычаг переключения передач. Демонтаж крышки осуществляется путем отвинчивания крепящих ей болтов, расположенных по контуру крышки. Отвинтив все болты, необходимо снять крышку, учитывая, что она осталась соединена с рычагом переключения передач кожаной или матерчатой декоративной подкладкой, которая рассоединяется с крышкой с внутренней стороны, путем откручивания нескольких меньших болтов. Рассоединив декоративную материю от крышки, отставьте её в сторону.

Обратите внимание, что процесс замены радиатора печки не подразумевает необходимости демонтажа конструкций, фиксирующих рычаг переключения передач. И хотя, его конструкция с первого взгляда кажется громоздкой и мешающей доступу к дальнейшим узлам передка, не стоит начинать процесс его снятия, поскольку это не менее сложная и долгая техническая процедура.

Следующим этапом необходимо снять левую и правую консоли, обрамляющую панель управления автомобиля. В большинстве случаев, они выполнены раздельными деталями, что обеспечивает меньшую стоимость при замене каждой, и большую надежность в определенной степени. Панели снимаются аналогичным образом, путем откручивания шурупов, которыми они прикреплены к направляющим. Снятие панелей в большинстве автомобилей не должно вызвать существенных затруднений. В случае, если панель после откручивания всех шурупов не будет сниматься, внимательно посмотрите либо на дополнительные крепления, либо найдите забытый и все еще закрученный шуруп, либо найдите панель, фиксирующую ту, которую невозможно снять. В общем смысле, принцип сборки передней панели автомобиля сводится к тому, что существует множество узлов, жестко фиксирующих выступами или кронштейнами соседние узлы и панели. Таким образом, нельзя снять некоторые из панелей и накладок, не сняв соседние, и соседние к соседним, в свою очередь. В связи с этим, рекомендуется обзавестись технической инструкцией по разборке передней панели и замене радиатора печки именно к своей модели автомобиля – это упростит и ускорит процесс, а так же предупредит обо всех нюансах, свойственных конструкции Вашего автомобиля.

Сняв левую и правую панели, необходимо выполнить демонтаж передней декоративной панели, фиксирующей, в том числе, блок управления кондиционером, автомобильную магнитолу, кнопки на передке и некоторые другие детали управления автомобилем. В большинстве машин, декоративная передняя панель просто защелкивается в свои пазы, и не имеет других креплений. Однако, внимательно осмотрите панель на предмет дополнительных фиксирующих элементов, чтобы не сломать её при демонтаже, поскольку в большинстве случаев, панель изготовлена из тонкого и хрупкого пластика, не стойкого к большим физическим нагрузкам. Тем более, стоит аккуратно производить её снятие, так как существует значительный риск повреждения креплений-защелок, и последующая невозможность правильной установки панели без люфта.

Сняв переднюю декоративную панель (рамку), перед Вам возникнет необходимость демонтажа первого из самостоятельных элементов – прикуривателя и пепельницы. При этом, пепельница простым образом вытаскивается вверх, снимаясь с защелок, на которых она зафиксирована. Прикуриватель же необходимо отключить от электрической сети путем размыкания соответствующего штекера, расположенного сзади. Именно по-этому, левая и правая панель передка снимались в приоритетном порядке, поскольку в обратном случае, отключить прикуриватель от сети не было бы физической возможности. Так же, обратите внимание, что в некоторых моделях автомобилей пепельница оснащается подсветкой, которую необходимо так же отключать от сети. Осуществив размыкание штекеров, открутите крепления пепельницы от направляющих, и извлеките её блок целиком.

Сняв пепельницу, приступите к демонтажу декоративных полок, как правило, расположенных над ней. Аналогичным образом, полки снимаются путем демонтажа болтов или шурупов, фиксирующих её слева и справа, и крепящих её конструкцию к направляющим. Полки, как и все «навесное» оборудование передка необходимо снять, поскольку в обратном случае, не получится выполнить демонтаж направляющих, и получить доступ к радиатору печки.

В большинстве случаев, над декоративными полками располагается магнитола автомобиля, имеющая несложную систему креплений и две клеммы, первая из которых подводит питание, а вторая – соединяет магнитолу с динамиками в салоне автомобиля. Для демонтажа магнитолы, в первую очередь снимите декоративную окантовку или крышку магнитолы, после чего демонтируйте крепежные соединения, и в третьих, отсоедините электрику.

Следующим этапом на пути к замене радиатора печки является демонтаж блока управления кондиционером, который в большинстве случаев располагается над полками. Блок управления, как и прочие элементы передка, фиксируется к направляющим с помощью болтов или шурупов. Однако, для демонтажа блока на многих моделях автомобилей необходимо, в первую очередь, отсоединить трос управления потоком воздуха, который имеет длину, практически минимально необходимую для соединения блока и соответствующего рычага. Таким образом, снятие данного троса является небыстрым и затруднительным процессом. Во многих автомобилях, клапан, регулирующий поток воздуха (направления верх-низ-стекло), располагается под бардачком автомобиля. Таким образом, необходимо снять защитный кожух, расположенный под бардачком, и демонтировать крепление троса к управляющему клапану. Отсоединив крепление клапана, необходимо демонтировать клемму пневморегулирования температуры воздуха, которая выглядит как крепление с множеством полых трубок.

После успешного снятия блока управления кондиционером необходимо произвести демонтаж направляющих металлических стоек, на которых крепились все элементы передка. Это можно сделать путем откручивания крепежных болтов, крепящих направляющие к полу и верхней части парприза. Будьте аккуратны, и так же постарайтесь запомнить места расположения всех основных крепежных элементов, поскольку правильный крепеж направляющих элементов обеспечит должную надежность конструкции и гарантирует отсутствие посторонних звуков при езде на автомобиле.

Демонтировав направляющие, перед Вами наконец появится необходимое для замены радиатора печки рабочее пространство. Фактически, на данном этапе перед Вами предстанет корпус радиатора печки, отделяющий его от корпуса автомобиля и предотвращающий попадание теплого воздуха в салон при выключенном отоплении. Кожух радиатора крепится набором шурупов, и имеет герметичную прослойку из термостойкого материала. Для доступа к радиатору, необходимо демонтировать данный узел. Данный этап, пожалуй, является наиболее сложным из всех, и аналогичным образом наиболее неудобным. Все дело в том, что в месте крепления радиатора к корпусу автомобиля, салон значительно сужается, и происходит «встреча» пола автомобиля и его потолка, таким образом, остается рабочее пространство с шириной не более 10-20 сантиметров. В этом небольшом диапазоне располагается как сам радиатор со своим корпусом, так и набор креплений, расположенных по периметру корпуса. Для того, чтобы открутить некоторые из креплений, потребуется либо специфический для таких целей инструмент, либо невероятная ловкость.

Демонтировав защитный кожух радиатора, Вам необходимо приступить к фактическому демонтажу необходимого узла. С одной стороны, Вам потребуется со стороны салона открутить крепления радиатора, а со стороны двигательного отсека – отсоединить патрубки, ведущие к радиатору. После выполнения отсоединения, радиатор необходимо вытащить в направлении салона, при необходимости ослабив уплотнительные элементы, герметизирующие точки вхождения трубок радиатора в салон автомобиля.

Далее, необходимо установить новый радиатор и собрать систему в обратном порядке. При сборке стоит обратить внимание на несколько ключевых моментов, о которых не стоит забывать. В первую очередь, не забудьте присоединить тросик потоком воздуха, поскольку даже без его крепления блок кондиционера отлично встанет на свое место. Во-вторых, не забудьте присоединить обратно электрические контакты магнитолы и пепельницы.

Установив новый радиатор, Вам необходимо залить в систему охлаждающую жидкость, и в обязательном порядке избавить систему от лишнего воздуха. Для этого, после заправки системы охлаждающей жидкостью, придется крепко обхватить обратный патрубок радиатора печки и несколько раз хорошенько нажать на него. После этого, необходимо завести двигатель на 1-2 минуты, и повторить процесс до тех пор, пока нажатия на патрубок перестанут приводить к образованию пузырей в бачке с охлаждающей жидкостью. Обратите внимание на то, что желательно иметь некоторый запас охлаждающей жидкости в связи с тем, что процесс замены радиатора печки, как в общем-то, и любого другого радиатора, может сопровождаться утечками из системы. В идеальном случае, рациональным решением будет полная замена охлаждающей жидкости в системе, поскольку это гарантирует последующее качество работы.