Масляное голодание двигателя, масляное голодание, масляное голодание признаки


Масляное голодание двигателя представляет из себя процесс, при котором системам для их нормальной работы фактически не хватает определенного объема масла, который соответственно, по различным причинам, недопоступает в них. Масляное голодание двигателя можно условно разделить на две подгруппы – голодание вследствие общего недостатка масла в системе (когда уровень масла ниже требуемого или масло вовсе отсутствует), и когда масло присутствует в достаточном уровне, однако, некоторые системы его недополучают в необходимом количестве. При чем, если в первом случае проблема решается банальным доливом масла и диагностикой основных узлов, то во второй ситуации придется предпринять ряд процедур и технических уловок, и с большой вероятностью потребуется замена некоторых узлов автомобиля.

Мы будем рассматривать преимущественно подгруппу масляного голодания двигателя, при котором масло не поступает в определенные узлы, вызывая их износ; первая подгруппа достаточно банальна и не требует специализированной технической консультации – нужно долить масло до требуемого уровня и проверить узлы на износ.

Масляное голодание второй подгруппы является достаточно серьезной проблемой, поскольку, даже при доливе масла до необходимого уровня проблема может не решиться. Как правило, подобный процесс возникает при агрессивной эксплуатации автомобиля на предельных значениях, либо при слишком редкой сменой масла, при чем, как по пробегу, так и по годам. Например, если Вы не меняли масло 2 года, но ездили очень мало (пробег порядка 3-5 тысяч километров), то это будет равносильно пробегу в 50-70 тысяч километров за 1.5 месяца без смены масла. Начинающие автолюбители во многих случаях сталкиваются с масляным голоданием в том или ином виде, поскольку не имеют большого опыта в техническом обслуживании автомобилей, и иногда не предают большого значения необходимости смены масла. В результате, происходят определенные процессы, приводящие к засорению масляных каналов, и как результат – масляное голодание. Важность замены машинного масла обусловлена в большей степени следующими причинами:

А) В процессе работы, масло накапливает в себе абразивные металлические частицы – металлическую пыль от сточенных узлов двигателя, а так же грязь и пыль, попавшие в двигатель извне по тем или иным причинам. Чем дольше масло не меняется, тем большее количество инородных частиц накапливается в его составе. В результате, масло превращается в жидкий напильник, планомерно стачивая все важные узлы системы.

Б) В процессе работы, масло теряет свое качество в силу воздействия высоких температур, постоянного размешивания с бензином и частицами пыли и грязи, теряя необходимые защитные свойства. В результате, через длительное время без замены, масло перестает выполнять защитные функции, а просто перетекает от одного узла двигателя к другому.

В) Масло имеет строго регламентированный срок годности, вследствие несоблюдения которого качества масла ухудшаются. В результате, учитывая так же тот фактор, что масло попало в автомобиль не прямо с завода, а некоторое время провело на полках складов, магазинов и импортеров, в автомобиль оно попадает в большинстве случаев под конец срока своей годности и может качественно «ходить» только 1-2 сезона.

В результате, какой бы причиной не был вызван процесс масляного голодания, его результат представляет из себя множество запчастей внутри двигателя, имеющих значительный износ порядка 15-35% на ранних и 40-70% на поздних стадиях. При этом, первым в списке «быстроуничтожимых» элементов является вал газораспределения и «рокеры», которые располагаются над головкой блока цилиндров, внутри клапанной крышки.

масляное голодание, масляное голодание двигателя, масляное голодание двигателя последствия, масляное голодание двигателя признаки, масляное голодание двигателя причины, масляное голодание турбины, признаки масляного голодания акпп

Теперь рассмотрим техническую сторону масляного голодания и непосредственную физическую причину возникновения данного процессе. Как было сказано выше, при неправильной эксплуатации машинного масла, оно густеет и приобретает множество нежелательных качеств, собирая внутри себя различные частицы и фракции. Так же, необходимо понимать, что масло попадает в различные узлы двигателя не чудесным образом, а через систему смазывания, которая включает в себя масляный насос, масляный фильтр и систему каналов внутри двигателя, подающих масло от насоса с фильтром к необходимым узлам. В среднем, диаметр каждого из масляных каналов составляет порядка 3-5 миллиметров. В результате, при учете того, что в систему попало инородное тело, либо масло имеет совсем низкое качество, один из масляных каналов «закупоривается» - масло просто «скипается» внутри него, либо одна из крупных частичек застряет в канале, а более мелкие частички налипают на нее, не давая маслу пройти по каналу дальше. А учитывая достаточно небольшое давление масла в системе смазки, оно просто не может самостоятельно пробить образовавшийся затор, и начинается процесс масляного голодания двигателя. Конечно, наблюдательный и технически искушенный читатель задастся вопросом о том, а как же масляный фильтр, который обязан фильтровать все лишние элементы? Ответом на этот вопрос будет грустное лицо и утверждение о том, что при длительном эксплуатации двигателя с некачественным или засоренным маслом, в конечном итоге, масляный фильтр превращается в решето, пропуская все те частицы, которые необходимо задержать внутри себя. В отдельный ряд причин масляного голодания следует выделить смешивание масел различной степени вязкости и происхождения (например, синтетическое и полусинтетическое), в результате чего масло может «свернуться» или «выпасть хлопьями», которые в последствии забьют собой масляные каналы. Таким образом, так же не рекомендуется лить в двигатель масло, не зная, какое масло залито в нем на данный момент.

Последствия масляного голодания двигателя можно наблюдать на иллюстрациях, приведенных ниже. Налицо сильный износ основных узлов, таких, как вал газораспределения и шатунные вкладыши коленчатого вала. В результате, эксплуатация двигателя с такими повреждениями может привести либо к дальнейшему износу всех сопутствующих узлов, либо к заклиниванию двигателя.


Масляное голодание двигателя, недостаточно масла, замена масла Масляное голодание двигателя, недостаточно масла, замена масла Масляное голодание двигателя, недостаточно масла, замена масла

Исходя из вышеуказанной причины масляного голодания, наиболее логичным и естественным способом устранения возникшей проблемы является глубокая чистка двигателя, промывка масляных каналов и замена масла. Первым делом, открывается клапанная крышка – самая верхняя часть двигателя, далее – снимается постель распредвала, если она есть. Сразу заметим, что снимать ГБЦ для промывки масляных каналов лучше не стоит, если только нет подозрения на то, что поврежден коленчатый вал. Следующим этапом, старое масло полностью сливается, а под поддон подставляется техническая емкость для собирания всего «намытого» следующими этапами мусора. Используя губку и «уайт-спирит», все видимые внутренние части тщательно моются, включая рокеры и гидрокомпенсаторы. Отдельно, уайт-спирит наливается в каждый из видимых масляных каналов. Если в одном из масляных каналов жидкость не уходит – используйте прочную проволоку для принудительной чистки, но будьте осторожны – стоит оставить часть проволоки внутри канала, и проблему придется решать заменой целого блока, что обойдется в десятки раз дороже. Далее, после окончания мойки уайт-спиритом процесс повторяется с использованием бензина в применении к каждому элементу. После окончания мойки бензином, и сборки двигателя, отверстие масляного поддона закрывается, и в систему заливается недорогое, «техническое» масло. После заливки технического масла, двигатель необходимо запустить для работы в течение от 5 до 12 минут, можно немного подбавить газу для улучшения. Заглушив двигатель после указанного промежутка времени, «техническое» масло полностью сливается, а в двигатель наливается то масло, которое ему действительно необходимо и с которым Вы планируете ездить. Таким образом, проблема масляного голодания решается за приемлемое время. Обратите внимание, что подобную операцию можно выполнять, только будучи уверенным в том, что двигатель получится собрать обратно и запустить.

Если мы говорим о том, к каким последствиям приводит масляное голодание двигателя, можно привести в пример наиболее быстро стачиваемые узлы: вал газораспределения, рокеры вала газораспределения, коленчатый вал. Конструкция этих элементов подразумевает постоянное трение и сильные нагрузки, в связи с чем, при недостатке масла, элементы очень быстро приходят в негодность. Наиболее верным признаком масляного голодания при снятии клапанной крышки является значительные и визуально видимые повреждения вала газораспределения и рокеров, подходящих к нему из нижней части. В случае, если отчетливо видно, что одна из лопаток распредвала явно изношена, следует незамедлительно установить причину такого износа, и в случае диагностирования масляного голодания, произвести технический сервис, направленный на устранение возникшей проблемы. В обратном случае, можно очень быстро привести двигатель в неисправное состояние.

Если задаваться вопросом того, как можно диагностировать масляное голодание без вскрытия клапанной крышки, и какие симптомы могут явиться сигналом к подобной диагностике, с сожалением можно отметить, что специфических признаков нет – двигатель, как и при многих других поломках, начинает работать хуже, появляются вибрации, посторонние шумы и металлический лязг. При этом, данные признаки указывают на масляное голодание только косвенно, поскольку посторонние звуки могут издавать крутящиеся элементы двигателя, подверженные износу вследствие отсутствия смазки и испытывающие значительные нагрузки.