ШРУС, шрус внутренний, пыльник шруса, замена шруса, шрусы наружные

ШРУСом называется устройство, предназначенное для правильной передачи крутящего момента от вала к ступице ведомого им колеса. Аббревиатура расшифровывается как Шарнир Равных Угловых Скоростей, что в достаточной степени характеризует технические особенности данного узла и их коренное отличие от шарниров любого другого вида. Давайте представим себе механизм привода, в частности – два вала, проходящие от коробки передач к колесам, левому и правому. Предположим, что Вы – инженер, перед которым стоит задача придумать механизм рулевого управления, взяв в расчет то, что поворачивать вместе с колесами весь двигатель – идея заведомо плохая. Как бы Вы решили эту задачу? Конечно, первым делом Вы бы предложили использовать карданное соединение, но при первых же испытаниях поняли бы, что идея достаточно условна – кардан ломался бы при первых крутых поворотах. Что дальше? Ременный привод? Червячная передача? Нет – все мимо. Главные проблемы всех известных конструкций сталкивались бы либо с очень ограниченным углом поворота (до 20 градусов), либо с ужасающе быстрым износом или крайней нестабильностью. И только придумав конструкцию, напоминающую ШРУС, Вы бы решили проблему.

Внешний вид ШРУСа однотипен от автомобиля к автомобилю, и представим следующей иллюстрацией:

 
ШРУС, цена шруса, купить шрус, как работает шрус ШРУС, цена шруса, купить шрус, как работает шрус ШРУС, цена шруса, купить шрус, как работает шрус
 

Ключевая особенность ШРУСа заключается в том, что он обеспечивает передачу крутящего момента от вала к колесу без потерь мощности на углах до 70 градусов относительно ведущей оси. Такая качественная и эффективная передача достигается путем использования специального шарнира, состоящего из внешней и внутренней части, которые вложены одна в другую и соединены подвижными шарнирами, имеющими несколько направляющих, по которым они перемещаются. Внутренняя часть ШРУСа заполнена специальной смазкой, имеющей стойкость к высоким температурам и предотвращающая износ узла. Внешняя часть ШРУСа окружена пыльником, который предотвращает попадание сторонних элементов внутрь механизма. В конечном итоге, конструкция ШРУСа эффективно выполняет возложенную задачу, качественно и надежно передавая крутящий момент от первичного вала к ступице колеса.

Как гласит пословица, в России две беды. При этом, одна из них оказывает крайне негативное влияние на механизм шарнира, приводя его в полную негодность буквально через 150-200 тысяч километров активного пробега. Учитывая конструкционные особенности, достаточно попасть в несколько «хороших» ям, чтобы вызвать необратимые механические повреждения, которые в конечном итоге потребуют цельной замены узла. Что уж говорить о том, что более трети поломок ШРУСа вызвано не столько частой ездой по бездорожью, а порванным пыльником ШРУСа, и как следствие – быстрым, или даже молниеносным его засорением. Поскольку для правильной работы шарнира ему необходимо обильное наличие высокотемпературной смазки, то даже небольшая брешь в пыльнике влечет за собой быстрое засорение внутренней части конструкции, перемешивание смазки с грязью, и превращение узла в центрифугу, перемалывающую песок, глину и дорожную гальку в шарнире, который в принципе не допускает присутствия посторонних элементов. Исходя из этого, сломанные шрусы условно делятся на категорию тех, которые имеют явные механические повреждения, и тех, чьи элементы стерты из-за воздействия попавших сторонних фракций.

Сигналами, говорящими о том, что ШРУС пора менять, являются характерные посторонние звуки в нижней части двигателя, и преимущественно идущие из колес. Звуки можно охарактеризовать как хруст, треск и щелчки при обычной езде. Особенно такая симфония может проявить себя при поворотах – если при передаче усилий на большой угол поворота колес Вы слышите что-либо, подобное хрусту, обратите пристальное внимание на ШРУС, так как на начальных этапах, в некоторых случаях, удается избежать поломки банальной мойкой механизма и последующей заменой пыльника. В запущенных случаях, когда узел безвозвратно доведен до плачевного состояния, может случиться полный выход ШРУСа из строя, и невозможность дальнейшей езды без капитального ремонта. Это обусловлено тем, что лопнувший механизм перестает обладать способностью к передаче крутящего момента, и автомобиль становится неподвижен ровно на том месте, где произошла поломка.

Замену ШРУСа рекомендуется выполнять в сервисном центре, поскольку с одной стороны, она требует наличия ямы или подъемника, а с другой – наличие сильных рук и специфического инструмента. Поскольку на многих автомобилях шарниры не меняются годами, а их владельцы стараются выжать из узла последние соки, болты, скрепляющие вал с коробкой передач, закисают настолько сильно, что их приходится либо высверливать, либо долго и упорно отмачивать щелочными средами. Именно по этому, начав самостоятельный ремонт ШРУСа, Вы рискуете не закончить его, а только потратить свое время на снятие и установку основных узлов. Если же, Вы все-таки решились на освоение столь сложного технического процесса, запаситесь терпением, а так же, набором прочных ключей, рожковых и гаечных, которые позволят Вам удобным образом добраться до несущих элементов конструкции и открутить их. Так же, не забудьте про обязательную необходимость наличия термоустойчивой смазки, поскольку без неё, либо при использовании смазок обычных, Вы рискуете повторить увлекательный процесс ремонта ШРУСа через совсем короткий промежуток времени.

Заметим, что стоит устанавливать только ШРУСы, имеющие явное и однозначное техническое соответствие Вашему автомобилю. Тем более, не рекомендуется устанавливать узлы сомнительного происхождения. Нередки случаи, когда установив новый дешевый ШРУС, владельцы автомобилей сталкивались со значительными проблемами уже с первых дней эксплуатации – так, например, при вхождении в крутой поворот, вал «выскакивал» из ШРУСа, ломая сопутствующие узлы, расположенные рядом. Наиболее правильным и логичным вариантом будет точный подбор узла согласно каталогам официального производителя, и дальнейшая кроссировка на аналоги согласно известным каталогам, позволяющим выполнять подобный функционал.

На данный момент рынок предлагает самые разнообразные варианты ШРУСов, удивляющие либо низкой ценой, либо высоким качеством. Совет, который может дать коллектив нашего проекта – стоит покупать качественную запчасть, поскольку надежный ШРУС – это основа безопасности вождения и надежность на длинных дистанциях. Только представьте, чем может закончиться обгон по трассе, вызванный моментальным падением крутящего момента от 100% до 0. Именно по этой причине, несколько раз подумайте над тем, что важнее – личная безопасность либо экономия. В качестве качественных ШРУСов мы рекомендуем продукцию таких компаний, как GKN, NK, NKN, LYNX.

Купить ШРУС Вы можете практически в любом профильном магазине, либо магазине, специализирующемся на ходовой части автомобиля, поскольку такая запчасть достаточно распространена, и нет никаких проблем с её поиском. Покупая ШРУС, не лишним будет спросить наличие сертификата качества, либо оригинальных фирменных наклеек, позволяющих отличить качественный экземпляр от подделки, которая может сломаться на следующий день.

Средняя цена на ШРУС составляет от 500 рублей для самых экономичных вариантов до 2-5 тысяч за экземпляры от более дорогих автомобилей. Однако, в случае ШРУСа, цена не является приоритетно определяющим фактором, поскольку не менее важным значением обладает фирма-производитель, указанная на ШРУСе, и зачастую, выгравированная лазером на его поверхности.