Распредвал, замена распредвала, распредвал двигателя, метки распредвала

Распределительный вал является одной из главных движущихся частей автомобиля в двигателе внутреннего сгорания. Его основанная и единственная функция сводится к тому, чтобы рапределять впрыски топлива и выпуск отработанных газов внутрь цилиндров, тем самым определяя такты работы двигателя. Сам распредвал представляет из себя длинный и узкий металлический цилиндр (вал), покрытый выступами треугольной формы (лопатками). Как правило, распредвал находится внутри клапанной крышке, либо в «постели распредвала», либо, в редких случаях, внутри ГБЦ. В том же отсеке, месте с распредвалом, находятся «рокеры», на которые распредвал нажимает своими лопатками, а так же гидрокомпенсаторы и верхняя часть клапанов. В совокупности, делая оборот, распредвал нажимает своими лопатками на «рокеры», которые, в свою очередь, нажимают на клапана, открывая их. Закрытие клапанов происходит автоматически, с помощью пружин, установленных на них. Совокупная конструкция верхней части двигателя не менее изящная – распредвал соединяется к коленвалом с помощью ремня или цепи ГРМ, соединяя два участка взаимодействия в единую систему. Вместе же, механизм называется «Механизм газораспределения», «Механизм ГРМ», или просто «ГРМ».

И хотя распределительные валы могут быть отличны друг от друга по форме, размерам и количеству лопаток, их внешний вид практически одинаков, и соответствует следующим иллюстрациям:

 
Вал газораспределения, распредвал, вал ГРМ Вал газораспределения, распредвал, вал ГРМ Вал газораспределения, распредвал, вал ГРМ
 

Большая часть неисправностей распредвала связана с тем, что он постоянно находится под воздействием высоких температур, трения и физических нагрузок, и как следствие, при общих неисправностях двигателя, достаточно быстро и легко стачивается. Так например, если «прозевать» уровень масла, то в течение считанных дней распредвал превратится в гладкий и плоский цилиндр, а двигатель просто перестанет работать. Аналогичного эффекта можно ожидать в случае, если внутрь масляной системы попали мусор, грязь, или любые другие посторонние предметы. Условие качественной и правильной работы данного узла – полное отсутствие загрязнений и постоянная подача масла на лопатки вала. Только при соблюдении этих условий деталь будет служить долго и верно.

Типичный внешний вид распредвала, пережившего длительное воздействие некачественного масла или абразивных его составляющий представим на следующих изображениях(обратите внимание на большой износ кончика лопатки распредвала):

 
Распредвал, вал газораспределения, распределительный вал Распредвал, вал газораспределения, распределительный вал
 

Важной особенностью, о которой стоит упомянуть в разрезе замены распредвала, является необходимость обладания достаточным профессионализмом и сноровкой, поскольку такая операция требует определенных навыков. Самое важное, о чем стоит знать – распредвал должен быть установлен исключительно в том же положении, в котором его сняли с двигателя. Более того, ни в коем случае нельзя менять положение коленчатого вала и ремня цепи ГРМ, поскольку это приведет к смещению меток и невозможности правильной работы двигателя. Фактически, идеальным вариантом «домашнего» ремонта будет предварительное фотографирование распредвала, нанесение метки на ремень ГРМ и жесткая фиксация шестерни ГРМ, а так же нанесение соответствующей метки на оба распредвала. Если же поставить распредвал «как есть», двигатель рискует вообще не завестись – будет крутить стартер, будет «начинаться» зажигание, возможно даже произойдет пара оборотов, но в конечном итоге, система не заработает.

При ремонте двигателя, связанной с заменой вала газораспределения, далеко не лишней и даже рекомендуемой мерой является глубокая промывка двигателя специфическими чистящими веществами. Так, на первом этапе после снятий распредвала и рокеров, производится снятие пробки поддона, слив масла, и дальнейшая последовательная промывка двигателя уайт-спиритом, и далее бензином. После сборки двигателя и замены износившихся компонентов, рекомендуемым является заливка «технического», недорогого машинного масла, и 15-минутный «прогон» двигателя. Следующим этапом, «техническое масло» полностью сливается, а двигатель наполняется рекомендуемым моторным маслом от производителя. Подобный подход гарантирует, что даже самые застарелые загрязнения будут удалены, что позволит силовому агрегату работать долго и качественно.

Заметим, что при замене вала газораспределения, Вам потребуется динамометрический ключ для крепления распредвала к шестерне ГРМ. Необходимо точно знать усилие, требуемое с одной стороны для правильного и надежного крепления распредвала к шестерне, а с другой стороны позволяющей сохранить болт в должном, но не предельном уровне напряжения. Не имея динамометрического ключа, а прикручивая болт «на глаз», Вы рискуете получить либо ситуацию, при которой распредвал и шестерня расцепятся, а поршни согнут клапана, либо ситуацию, при которой крепящий болт лопнет от сильной нагрузки, и останется внутри распредвала. И хотя первая ситуация выглядит значительно более печальной, вторая видится более обидной, поскольку распредвал хоть и не деформируется внешне, но становится непригоден и подлежит утилизации.

И хотя распредвал, с логичной точки зрения, может быть выполнен в единственном варианте, фактически для каждого из автомобилей существует несколько разновидностей распредвала. В основном, такие разновидности условно подразделяются на стандартные распредвалы, распредвалы для пониженного потребления топлива и распредвалы, предназначенные для увеличения мощности двигателя. Выбирая ту или иную модель, мы все же рекомендуем останавливать свой выбор на стандартной конструкции, к которой привык Ваш двигатель.

Обратите внимание, что на рынке предлагается множество различных вариантов распределительных валов – начиная от весьма экономичных вариантов, и заканчивая достаточно затратными. Как правило, их главное отличие лежит в качестве литья и износостойкости. Чем более дешевым является распредвал, тем быстрее он износится и потребует замены, в связи с чем, рекомендуется тщательно консультироваться со специалистами, чтобы приобрести именно то сочетание цены и качества, которое Вы считаете преемлимым для Вашего автомобиля.